Эволюция помады

Эволюция помады

Древний Египет не зря называют колыбелью всего человечества – наследие этой цивилизации просто огромно. Египтянам не было равных в строительстве, математике, астрономии, медицине. Они изобрели календарь, дверные замки, плуг, письменность.

Да что там – даже красить губы первыми начали древние египтяне. В фаворе у красавиц с берегов Нила были яркие и темные оттенки, визуально уменьшающие губы. Моде, диктовавшей подобный макияж, следовало соответствовать не только в жизни, но и после смерти. Потому, отправляясь на тот свет, египтяне брали с собой губную помаду. Чем очень обрадовали... ученых из Франции.

Косметика из саркофага

Ну, а кому, спрашивается, еще могло прийти в голову заглянуть в косметичку из саркофага, как не французам, этим признанным ценителям красоты? В 1996 году в распоряжение научно-исследовательской лаборатории Музеев Франции поступили емкости для хранения косметических средств из коллекции египетских древностей Лувра. По словам Филиппа Вольтера, руководителя исследования: «Сосуды, выбранные для изучения, были не повреждены и содержали достаточно материала для взятия микропроб». Работа, к которой присоединились специалисты из французской же косметической компании «Л’Ореаль», закипела. В ход пошли электронные микроскопы, рентгеновские лучи, спектрометры, хроматографы – словом, вся передовая исследовательская техника. Изыскание вышло, мягко говоря, не дешевым. Зато оно позволило установить: индустрия красоты в стране фараонов была поставлена на широкою ногу.

Бюджет, элита, бизнес-класс

Косметику древние египтяне хранили в баночках из стекла, гематита, мрамора и алебастра, а для нанесения макияжа использовали специальные костяные крохотные лопаточки, а также камышовые палочки, которыми подводили глаза. Впечатляет? Однако это не все. На некоторых склянках встречается маркировка иероглифами. Она указывает на качество и стоимость косметики: три иероглифа - элита - очень дорого, два - бизнес-класс – просто дорого, один - эконом-класс - относительно дешево.

Другие баночки снабжены инструкцией по применению. Например, на них написано: «Использовать при разливе Нила». Дело в том, что, когда река разливалась, повышался риск подхватить ту или иную глазную инфекцию. Поэтому почти вся косметика в Древнем Египте была лечебной - во всяком случае, та, что предназначалась для глаз.

Анализ состава древних косметических средств показал, что египтяне были искусными химиками. Благодаря умелому использованию и сочетанию природных компонентов, они умудрялись делать по-настоящему высококлассную косметику. Экстракты из различных трав придавали коже здоровый вид, матовый оттенок. Омолаживающего эффекта добивались с помощью серебра: мельчайшие частицы добавляли во всевозможные мази - аналоги современных кремов. Пудру готовили на основе растертого золота - дабы обрести на «выходе» сияющий цвет лица. С помощью же малахитовой, бирюзовой и лазуритовой пыли получали изумительные тени для глаз: стойкие и яркие.

Боевой раскрас

Все в древнеегипетской косметике было хорошо, кроме запаха и вкуса. Аромат со временем, конечно, выветривался. А вот вкус губной помады, содержащей и жирную глину, и красную охру вкупе с окисью железа, и толченый кирпич пополам со свеклой, было ничем не перебить. Как знать, может, тогда и родилось знаменитое изречение о том, что красота требует жертв?

Как бы там ни было, но из Египта помада довольно быстро перекочевала в Грецию. Правда, исследования ученых показали, что косметика Древней Греции особой пользы здоровью не приносила: белила гречанок содержали в себе свинец - весьма вредный металл для организма человека. Не отличались греческие дамы и изысканным вкусом. Они подводили брови сурьмой или сажей, лица густо белили, а румянились кармином, при этом глаза оттеняли красноватой краской. В результате получалась боевая раскраска, которая в один прекрасный день так надоела греческим властям, что они издали ряд законов, регламентирующих возможность краситься и ограничивающих производство самой косметики.

Без шанса на исправление

Но, как известно, красота - страшная сила, которой никакие запреты нипочем. Декоративная косметика, возглавляемая губной помадой, начала свое торжественное шествие по всему белому свету. И шла довольно бодро, пока не споткнулась о мрачное средневековье, которое наложило вето на любые украшательства. Помаду предали анафеме, а сняли ее лишь в самом конце XVI века - причем сразу и женщины, и мужчины. Чтобы рот был заметен в густой растительности, представители сильного пола принялись усердно напомаживаться. Дамы вынуждены были пользоваться губной помадой с большим чувством меры: строгие мужи зорко следили, чтобы их не ввели в заблуждение относительно настоящей женской привлекательности. В XVII веке английский парламент даже вынес соответствующий вердикт: «Если мужчина после свадьбы заметит, что его жена не так красива, как в период сватовства, поскольку тогда она красилась, он имеет полное право с ней развестись, не давая несчастной даже шанса на исправление».

Что касается состава помады, то долгое время он мало чем отличался от того, что придумали древние египтяне. Лишь в 1803 году во время Всемирной выставки в Амстердаме на суд зрителей была вынесена косметическая новинка, приготовленная на основе оленьего жира. Ее заметили, оценили и принялись охотно пользоваться. Поклонницей этой губной помады была, в частности, Сара Бернар. Тут, кстати, необходима ремарка: женщины по-прежнему красили губы с большой осторожностью - из-за боязни быть осужденными обществом. Пользоваться губной помадой не возбранялось лишь актрисам, поскольку им по штату положено, и дамам легкого поведения - по той же причине. А приличным девушкам прихорашиваться было вовсе ни к чему.

Дуга Купидона

Даже странно, что в таких условиях находились энтузиасты, что не жалели сил времени для усовершенствования состава губной помады. Их усилия не пропали даром. В 1882 году была создана так называемая виноградная помада, в чей состав входили свежее молоко, пчелиный воск, корни и зерна черного винограда. Устоять перед ней было очень трудно. И в начале XX века соблазн таки одолел приличия: наши пра-прабабушки принялись осваивать макияж. А появление кино лишь ускорило этот процесс. Мужчины начали мечтать о Мэри Пикфорд, Джин Харлоу и Кэрол Ломбард. А женщины взялись им подражать. Театральность вошла в моду, а нанесение помады стало подлинным искусством - губы а-ля бутон розы, дуга Купидона, лук охотника, губы, укушенные пчелой, губы вампира. Помада прочно вошла в обиход любой женщины, а накрашенные губы стали дополнительным плюсом при ее приеме на работу.

Спрос рождает предложение. В 1915 году в США впервые появились в продаже удобные тюбики, которые сегодня можно найти в сумке практически любой женщины. 1928 год подарил прекрасной половине человечества несмываемую губную помаду. А в 1935 году французская косметическая фирма «Ланком» совершила настоящий прорыв - выпустила мягкую, блестящую, плотную помаду, ароматизированную розовым маслом.

С тех пор производители косметики не перестают удивлять безграничным полетом фантазии, постоянно предлагая своим потребительницам что-то новенькое...

И никакой свеклы!

Основными составляющими современной губной помады являются воск, жир, масла и красители. Воск - пчелиный, карнаубский или канделлильский - в ответе за форму и блеск помады. Жир - ланолиновый или норковый - не дает помаде ломаться и «запотевать». Здесь главное не переусердствовать: избыточное количество жира снижает стойкость губной помады. Масла - касторовое, кукурузное, кокосовое, авокадо или жожоба - облегчают нанесение помады на губы, а красители - эозин, охра, мумие, родорин - отвечают за цвет. Чтобы помада как можно дольше сохраняла свои свойства, в нее добавляют консерванты. Ну а витамин Е призван защищать чувствительные ткани губ.

Вкус современной помаде придают сахарин и ванилин, а запах - жасмин, бергамот, а также всевозможные ягоды и фрукты. И никакой свеклы! Целоваться сегодня - одно сплошное удовольствие. Кстати, однажды кто-то задумался: сколько килограммов губной помады съедает среднестатистический мужчина? Выяснилось: от трех до пяти – в зависимости от сексуальной активности.

Оксана ВОЛКОВА