Зачем гневающемуся человеку даётся болезнь — рассуждения с точки зрения Гемары
(или зачем человеку даётся болезнь)
Начнём с «этического дискурса» — с религиозного, иудейского разбора человеческих грехов.
Зачем гневающемуся человеку даётся болезнь — рассуждения с точки зрения Гемары
(или зачем человеку даётся болезнь)
Начнём с «этического дискурса» — с религиозного, иудейского разбора человеческих грехов.
Еврейский свод религиозных текстов — Мишна, сопровождается объяснительными «дидактическими материалами» и «рабочими тетрадями». Называются они — Г'мара (Гемара). Гемара нужна, чтоб Мишна была понятна.
Так вот, в «Гемара» в части «Недарим» есть чёткое объяснение, какой из грехов человеческих — самый тяжкий. Интересно? А то!
Так вот, там сказано: «За каждое нарушение какой-нибудь благой заповеди имеется своё индивидуальное наказание в аду. За каждый грех — свой отдельный вид наказания, своя «комната» ада. Но!
Над тем, кто позволяет себе гневаться — властвуют абсолютно все «комнаты» ада», все виды ада.
И вот мудрецы задают себе вопрос: а почему так? Разве убийство не более тяжкий грех, чем гнев? Нет, не более. Просто вы путаете причины и следствия, корни и надземную поросль...
И тут же мудрецы отвечают:
«Когда человек гневается, он полностью теряет контроль над собой. Перестаёт быть собой вообще. И тогда-то он способен совершить (и совершает!) каждый грех из всех существующих...
Но этот рассказ о «вершках и корешках» наших злых дел — только пролог к нашей истории.
В этой истории есть ещё более интересные и парадоксальные нюансы.
Гнев, Гемара и геморрой
Вот, например, такой нюанс. Когда мудрецы и толкователи рассказывают о «всех комнатах ада», которые ждутгневающегося, они превосходят самого Данте Алигьери.
А потом заканчивают перечень атских аттракционов таким вот коротеньким добавлением. «И ещё гневливый человек будет страдать... геморроем».
Ну, насмешили...
После всех адских прелестей загробного мира, всё заканчивается...угрозой геморроя. Смешно? Парадоксально? Нелогично?
Ну почему же... Давайте сюда аналогию!
Ведь это всё равно что, в сердцах «угрожая» ребёнку-младшекласснику, произнести перед ним такую грозную тираду, размахивая поварёшкой:
«Если ты не будешь, как все, слушать учителя в классе, ты
- станешь двоечником,
- свяжешься с плохой компанией,
- тебя выгонят из школы,
- загремишь в армию,
- пойдёшь работать дворником,
- станешь наркоманом
и ещё... я больше никогда не спеку тебе блины с брусничным вареньем».
***
Как вы думаете?.. Мне кажется, что практически любой нормальный ребёнок из всей этой тирады «услышит» только последнее — про блины с брусничным вареньем.
И возможно, реальная угроза лишиться любимого ритуала своего воскресного утра, заставит ирода слегка поднапрячься в школе.
***
Абстрактно-схематически мы это поименуем вот как: категория «Непосредственное ощущение» против категории «Абстрактное знание».
Что «ближе к телу»? Конечно — непосредственное ощущение!
Для человека — физическая болезнь его тела всегда понятнее и ощутимее всех абстрактных рассказов про грядущий ад.
Именно поэтому мудрецы-талмудисты — амораи — увенчали свой рассказ «О наказании гневливых»... геморроем.
Про муки ада они ведь тоже не врали. Они вообще — всё время говорили честно. Но «услышим» мы мудрецов Талмуда, амораев, и поверим им (на всякий случай) только тогда, когда в потоке их речи явственно прозвучит единственно знакомое и важное нам слово — «геморрой».
И услышат это даже неиудеи.