По данным новозеландского социолога Джеймса Флинна (James Flynn) коэффициент умственного развития (IQ) в мире за последние 50 лет вырос на целых двенадцать пунктов. Каждое последующее поколение детей становится все умнее и сообразительнее предыдущего.
По данным новозеландского социолога Джеймса Флинна (James Flynn) коэффициент умственного развития (IQ) в мире за последние 50 лет вырос на целых двенадцать пунктов. Каждое последующее поколение детей становится все умнее и сообразительнее предыдущего.
Существует любопытная закономерность — с каждым поколением люди становятся умнее! Конечно, слово "умнее" мало что объясняет — речь идет о результатах тестов IQ. Мы справляемся с задачками, входящими в этот тест, лучше, чем наши родители, а наши дети справятся с ними лучше нас.
Этот эффект получил название эффекта Флинна. Рост интеллекта у молодых людей особенно заметен в шахматах. Средний возраст 50 лучших гроссмейстеров снизился с 38 лет (1970-е годы) до 29 лет (2001 год). Количество шахматистов моложе 25 лет в этом списке удвоилось.
Еще в начале 80-х Флинн решил тщательно проверить общеизвестные, казалось бы, закономерности, касающиеся человеческого интеллекта. А как известно, нормальному интеллекту соответствует IQ = 100. Именно такой коэффициент интеллекта (с небольшими, в несколько единиц, отклонениями в ту и другую сторону) имеет подавляющее большинство населения.
Это положение было постулировано еще в 10–20-е годы ХХ века, когда тестирование интеллекта приобрело массовые масштабы. Об этом должны были бы свидетельствовать многочисленные протоколы тестирования миллионов людей, накопленные за несколько десятилетий. И на протяжении более полувека никто не думал в этом усомниться. Флинн решил данную закономерность уточнить. В американских архивах он поднял огромный массив данных о результатах тестирования с 1932 по 1978 год. И к своему великому изумлению, обнаружил, что эти данные отнюдь не являются стабильными. С каждым десятилетием средний IQ прирастает на 3 пункта!
В 1984 г. Флинн опубликовал результаты своих изысканий. Выявленная им тенденция сразу получила название «эффект Флинна». С середины 80-х им было опубликовано несколько работ, в которых использовались все более обширные статистические данные. Последний доклад увидел свет в 1999 г. В нем обобщены данные за более длительный промежуток времени, причем исследованием охвачено более 20 стран, включая не только индустриально развитые, но и такие, как Бразилия, Китай, Кения (по понятным причинам Россия в этот круг не вошла).
Новые исследования не только не опровергли тенденцию, выявленную Флинном около 20 лет назад, но и, напротив, — убедительно ее подтвердили, а также позволили несколько уточнить. Выяснилось, что начиная с 70-х гг. рост среднестатистических показателей интеллекта даже усилился и составил уже не три единицы в десятилетие, а три с половиной. Причем в разных странах общая тенденция имеет свои особенности. Так, за последнее тридцатилетие ХХ века интеллектуальный коэффициент жителей Швеции и Дании вырос примерно на 10 пунктов, а население Израиля и Бельгии подняло свой IQ аж на двадцать!
Умными не рождаются
Существует несколько теорий, пытающихся объяснить суть эффекта Флинна, но ни одна из них не является общепризнанной. Сам Джеймс Флинн разработал математическую модель, которая описывает самые разнообразные факторы, влияющие на умственное развитие, и показывает связи между этими факторами. Он пришел к выводу, что уровень интеллекта в большей степени зависит не от генов, а от окружения. Подтверждают эту версию и некоторые экспериментальные данные. В частности замечено, что родные и приемные дети, воспитывающиеся в одной семье, показывают близкие результаты при тестировании, хотя у них и различные биологические родители.
Чем меньше, тем лучше
У этого феномена, по мнению ученых, несколько причин. В первую очередь — постепенное улучшение условий воспитания детей в последние десятилетия. Небезынтересно, что среди таких условий отмечается, в частности, уменьшение размера семей, то есть сокращение числа детей. Можно сколько угодно петь оды многодетным семьям, однако статистические данные неумолимо свидетельствуют: в тех семьях, где ребенок один или их двое, интеллект детей в среднем заметно выше, чем в семьях многодетных (такова общая статистическая закономерность, из которой, разумеется, бывают частные исключения).
Более того, в многодетных семьях в соответствии с порядком рождения детей их IQ последовательно снижается, то есть у пятого ребенка он ниже, чем у четвертого, не говоря уже про первенца, успевшего хоть недолго насладиться исключительным вниманием родителей. Последним, кажется, и объясняется более высокий интеллект детей в малодетных семьях — им попросту достается больше воспитательных и развивающих воздействий. Хотя и тут не стоит строить иллюзий. Педагогическая запущенность единственного ребенка — не такая уж и редкость.
Не на последнем месте стоит улучшение питания. Но насчет значимости этого фактора можно поспорить. Ведь рост интеллекта в развитых странах отмечается Флинном с начала 30-х. А даже в развитых европейских странах военные сороковые принесли заметное ухудшение питания, тем не менее рост интеллекта не замедлился. Да и потом, улучшение такого рода не может быть бесконечным.
Американские или бельгийские дети в 50-е годы питались не хуже, чем в 70-е. А в наши дни медики даже предостерегают от болезненных перекосов в питании современных детей, в буквальном смысле растущих на гамбургерах и чипсах.
В одном из недавних исследований было даже показано, что исключение из детского рациона широко рекламируемой газировки способствует повышению школьной успеваемости. Но это лишь один локальный опыт. А в массовом масштабе дети от Исландии до Тайваня продолжают пить синтетические сиропчики едва ли не ведрами. А IQ продолжает расти! Так что дело, наверное, не в питании. Точнее — не только в нем. Наверное, в хронически голодающем Судане эффект Флинна отметить не удалось бы.
Совокупность факторов
Более резонным аргументом представляется растущая визуализация современной культуры. Ребенок, с малолетства проводящий много времени перед телевизором и компьютером, осваивается в этой среде намного более успешно, чем предшествующие поколения. Но и тут могут возникнуть сомнения. В той же Кении или Китае до сих пор компьютер — еще более экзотическая роскошь, чем у нас. Да и рост IQ отмечается с тех давних пор, когда ни телевидения, ни Интернета даже в Америке не было и в помине.
В качестве важного аргумента иногда упоминают повышение качества образования. Однако, по мнению большинства исследователей, этот аргумент — никуда не годный. Непредвзятые аналитики отмечают, напротив, снижение качества образования в Европе и США на протяжении последних десятилетий. Даже если нынешнее поколение умнее предыдущих, современные школьники сплошь и рядом пасуют перед теми задачками, которые их прадеды в начале ХХ века щелкали как орешки.
Высказывается мнение, что школа даже тормозит развитие умственных способностей. По данным Флинна, у шестилетних и более младших детей отмечается больший рост IQ, чем у школьников.
Скорее всего, рост интеллекта (касающийся — еще раз подчеркнем! — лишь некоторых его сторон) связан с целой совокупностью факторов, среди которых принципиальную роль играет все более насыщенная информационная среда, окружающая подрастающие поколения.
«Общество в целом функционирует на более высоком интеллектуальном уровне, предлагая любопытному ребенку большее количество информации, более сложные проблемы, больше образцов для подражания», — считает Флинн.
От каждого по способностям
Из-за эффекта Флинна приходится постоянно усложнять тесты IQ, чтобы средний показатель теста по-прежнему составлял 100 баллов. Последний раз тесты переписывали в 2003 году. Неожиданным следствием этого стало увеличение количества детей, которым по результатам проведенного тестирования было рекомендовано "специализированное обучение". Иными словами, эти дети неожиданно попали в категорию умственно отсталых!
Стэфан Сэси (Stephen Ceci), профессор психологии из Корнельского университета проанализировал результаты теста IQ у детей после последней "переписи" теста и обнаружил, что, попавших в категорию "нуждающихся в специализированном обучении" стало втрое больше! А ведь на результатах тестов IQ в США, например, основывается принятие важных социальных и финансовых решений. Поэтому психологи в настоящий момент рекомендуют "проявлять осторожность" и при принятии серьезных решений не полагаться только на тест IQ.
Обзор исследований показывает, что интеллект связан со многими, порой неожиданными на первый взгляд факторами, как:
Посещаемость школы — раньше считалось, что интеллект определяет желание ученика оставаться в школе, теперь выяснено, что и школа поднимает уровень интеллекта. Если быть более точным, то причина здесь есть следствие, и наоборот.
Кормление грудью — у вскормленных грудью детей к 3-м годам намечается увеличение интеллекта на 3-8 пунктов. Возможно, иммунитет материнского молока охраняет детей от расстройств, которые забирают энергию и мешают раннему обучению. Материнское молоко также может благоприятно воздействовать на нервную систему, кроме того, оно богато кислотой омега-3, которая стимулирует работу головного мозга.
Дата рождения — исследования показали, что посещение школы (которое влияет на уровень интеллекта) в подростковом возрасте сильно снижается у тех ребят, которые родились в последние три месяца года, так как они вероятнее всего пошли в школу на год позже остальных, став, таким образом, в последних классах самыми взрослыми из всех.
Размер головы — соотношение размера головы и IQ долго оставались предметом дискуссий. Особенно горьким был факт пристального внимания к этой проблеме со стороны фашистов. Тем не менее, современные нейрофизиологические техники демонстрируют, что черепной объем действительно связан с IQ.