Этот вопрос на протяжении всей истории человечества беспокоил философов и ученых-материалистов. Многие тысячелетия алхимики пытались вывести ее в своих лабораториях, завоеватели мира от Александра Великого до Адольфа Гитлера отправлялись в путешествия в Индию в поисках Шамбалы…
Может, «Формула счастья» – миф? Иллюзия?
Нет! Она существует.
Этот вопрос на протяжении всей истории человечества беспокоил философов и ученых-материалистов. Многие тысячелетия алхимики пытались вывести ее в своих лабораториях, завоеватели мира от Александра Великого до Адольфа Гитлера отправлялись в путешествия в Индию в поисках Шамбалы…
Может, «Формула счастья» – миф? Иллюзия?
Нет! Она существует.
В Ведах есть все. И «Формула счастья» тоже.
Итак: «Самбандха – абхидея – прайоджана» или «отправная точка – путь – цель»…
Это философское изречение говорит о высшем предназначении человеческой жизни, об истинном счастье – достижения божественной Любви, реализации йоги, связи души и Бога.
Итак, самбандха, или «отправная точка»: «Кто есть «Я»?
Если ты осознаешь себя, как атман, или душу, которая неразрывно связана с Богом, как Его часть, которая может быть по-настоящему счастлива только с Ним, то тогда ты должен направить весь свой ум, разум, интеллект на поиски – кто Он?
Потом встает вопрос – какова моя цель, какова прайоджана и что я получу, достигнув ее?
И вот здесь, от осознания Бога, и зависит путь к Нему, складывается абхидея.
Веды говорят, что Бог имеет три аспекта: Брахман, Параматма и Бхагаван.
Брахман – это аспект вездесущности Бога. Веды говорят – «Все есть Брахман». Бог пребывает в каждом атоме и в то же время Он – един. Такова Его природа.
Параматма – аспект Высшей Души, «Бога в сердце», как говорят христиане. Бог незримым и молчаливым свидетелем присутствует в области нашего сердца, Он всегда с нами. Веды сообщают, что рядом с атмой – индивидуальной душой, или истинным «Я», всегда находится Параматма – Высшая Душа, Господь. Писания приводят красивый образ: две птицы сидят на одном дереве, одна вкушает сладкие и горькие его плоды, а другая – лишь наблюдает.
И, наконец, Бхагаван.
«Бхагаван» переводится как «Верховный». И это не Бог, Он тот, кому поклоняются боги.
И Он – Кришна – Всепривлекающий. Бхагаван наделен всеми привлекательными качествами, и Имя Его – Кришна. В Ветхом завете сказано: «Знающий Имя Господа – знает все!». Каждое Имя Бога – это Его качество. Он и Аллах, «Всемогущий», «Всесильный», Он – и Иегова, «Всезнающий», Он и Яхве – «Вездесущий».
Йогов, кто стремится найти путь к Богу разделяют на три категории, в зависимости от того, какую цель они ставят перед собой: Брахман, Параматма и Бхагаван.
Первый класс йогов, или трансценденталистов, стремящихся к Брахману, называют имперсоналистами потому, что они отрицают персону, Личность Бога. Они говорят, что Бог – это Свет, Добро, Любовь, Сияние, Космический Разум, Пространство, и еще много других определений дают они этому, привлекающему их аспекту Бога. В своей высшей реализации они достигают Брахмана, или Брахмаджйоти – свет, идущий от Бога, от духовного мира, достигают счастья и умиротворения в Брахмане. Это – самый многочисленный класс йогов. Рерихи, Блаватская, Рамакришна, Мать, Вивекананда и многие, многие другие просветленные личности относятся к этому классу транценденталистов.
Однако мокша (освобождение от материального мира), достигнутая ими, не окончательная. Душа имеет активную природу, природу шакти, служения и любви. Она не довольствуется покоем – «Вечный покой сердце вряд ли обрадует» – душа ищет любви, личных отношений с Богом, и рано или поздно, опять приходит в материальный мир. Рождение, которое она принимает – благоприятное: в благочестивой, благополучной семье, в благоприятное время. Кроме того, у таких душ есть возможность получить прекрасное образование, и с самого раннего возраста они проявляют необыкновенную мудрость и прозорливость. Их интересы направлены на осознание Бога.
Йоги, достигшие Параматмы, осознают и Брахман, и Параматму. Но их освобождение тоже не конечное, исчерпав сукрити – запас духовных заслуг, они вновь приходят в материальный мир.
Высшая, восьмая ступень йоги – бхакти-йога, йога любви и преданности Богу. Здесь душа развивает личностные отношения с Богом и черпает в них высшую ананду – счастье, блаженство. Реализация транценденталистов высшего уровня дает осознание и Брахмана, и Параматмы, и Бхагавана. Однако, парадоксальным образом они получают то, чего и не ищут – полная и окончательная мокша даруется им, как бонус, как приложение. А ищут и обретают они служение Богу и Его любовь.
Все мы – личности. Никто, надеюсь, не будет оспаривает это. Все мы разные, именно поэтому у нас столь разные и непохожие судьбы. В одинаковых обстоятельствах мы действуем по-разному, в соответствие со своей индивидуальностью. Именно индивидуальность, личность – высший аспект нашего «Я». А мы созданы «по образцу и подобию Бога». И если у нас есть личность, стало быть и у Него есть Личность, Бхагаван, высший аспект Бога. И Имя Его – Всепривлекающий, Кришна.
Познав отношения с Верховным, душа уходит к Нему, в духовный мир, на Криша-локу, обитель Кришны. Как говорит сам Кришна в «Бхагавад Гите»: «Тот, кто приходит ко Мне, никогда больше не возвращается в материальный мир». И это есть окончательная и бесповоротная мокша – освобождения от материальных страданий. Кроме того, эта мокша исполнена анандой – счастьем, к которому так стремится наша душа, и которое она черпает в вечных взаимоотношениях с Бхагаваном.
Три аспекта души: вечность-знание-блаженство, или сат-чит-ананда, удовлетворены; ей не к чему больше стремиться. Однако счастье, которое находит душа во взаимоотношениях с Кришной, никогда не приедается, не надоедает – оно всевозрастающее, безграничное, постоянно меняющееся.
У нас, людей с христианским сознанием, сильна идея грехопадения. Многие думают, что душа уже была в духовном мире, потом пала, отбывает срок наказания, но при этом может вернуться к Богу.
Это не так. Мы никогда не были в духовном мире, не ступали рядом с Кришной, или не были травинкой, наделенной сознанием и стремящейся прикоснуться к Его стопам. Природа нашей души – татастха-шакти, пограничная энергия, изначально существующая на границе материального и духовного миров. Она – как тень между светом и тьмой.
И ее высшая цель, ее прайоджана – Бхагаван, Верховный – личностный аспект Бога, Кришна.
Итак, по тому, как определяют себе прайоджану (цель) йоги, складывается их путь (абхидея).
Я помню слова моего Гуру, когда на его лекции с вызовом выступили имперсоналисты, пытаясь уверить присутствующих в том, что Личность – незначительный аспект Бога; в том, что Он – Безличностный, и это – высшая Его ипостась, он-де Всепроникающий. Они говорили, что Бог – это Свет, Любовь, Тепло и пр.
На это мой Гуру ответил: «Замечательно, вы совершенно правы. Бог – это Свет, Любовь, Тепло и т.д. Но нас интересует не свет, а Источник света, нас интересует не любовь, а Источник любви. И это – Кришна, Личность Бога».
Веды говорят, что материальный мир – это преломленное сквозь гуны (качества материального мира) отражение духовного мира. Таким образом, получается, что эту формулу мы можем использовать и в своей материальной жизни.
Любой успешный бизнесмен понимает, что для процветания бизнеса сначала необходимо осознать свои слабые и сильные стороны, понять, кто ты есть, оценить конкурентов. Это и есть «отправная точка», самбандха.
Потом необходимо поставить цель – разумную, конкретную, достижимую. Или неразумную, труднодостижимую и неконкретную. Это не важно, главное, понимать, чего же ты хочешь достичь.
И вот здесь начинается волшебство, настоящая мистика – «Формула счастья» срабатывает! – как только выставлены самбандха и прайоджана (отправная точка и цель), путь прокладывается сам собой. Приходит четкое, ясное понимание, как и когда надо действовать, чтобы достичь желаемого.
Это и есть «Формула счастья»: «Самбандха – абхидея – прайоджана», или «отправная точка – путь – цель».
Точно также, если девушка мечтает выйти замуж, она должна понимать, кто она такая и каковы ее шансы. Например, мне достаточно нелегко будет выйти замуж за английского лорда Беркли Портмана, хотя он и развелся недавно с Натальей Водяновой)). Да и за принца Гарри тоже. Но он не в моем вкусе – больно рыжий))).
Девушка должна не только осознавать свою привлекательность, но и понимать, какой она должна быть женой в гармоничном браке.
Веды описывают шесть качеств хорошей жены:
1. Земля по терпимости.
«Терпение, терпение, и еще раз терпение» – так говорят китайцы о секрете счастливого брака. Терпение –прекрасное качество Сатурна, оно идет рука об руку со смирением.
2. Мать в любви.
На смену влюбленности у женщины приходит более прочное чувство – забота, безусловная любовь, принятие.
3. Куртизанка в постели.
Женщина должна знать, как доставить наслаждение мужчине. Недаром Индия славится своими писаниями и в этой сфере знания. Всем известна «Кама-сутра», древний трактат о любви.
4. Жена должна следовать за мужем.
И здесь, прежде всего, следовать в обетах. Если муж принимает мусульманство, или любую другую традицию, долг жены – разделять обеты мужа, поддерживать и укреплять его.
5. Жена должна служить мужу.
Служение другому человеку тоже можно рассмотреть через призму священных писаний. Веды говорят, что служение духовному человеку, брату в Боге (ученику одного духовного учителя), должно строиться на шести аспектах, которые группируются парами. И первое – «Говорить о сокровенном и слушать о сокровенном». Супруги должны делиться друг с другом важными для них вещами, говорить на темы, волнующие их обоих, делиться сокровенным. Соответственно, необходимо поощрять друг друга к таким разговорам, стараться внимательно слушать и доверять друг другу, не обижать невниманием.
Второе – «Угощать прасадом и принимать прасад от другого». «Прасад» в переводе с санскрита означает «милость Бога». Все принадлежит Богу, поэтому во всех духовных традициях перед принятием пищи принято молиться. Пища при этом освящается и становится прасадом, Его милостью.
Третье – «Дарить и принимать подарки».
И не только на 8 Марта и 23 февраля. Просто так, без повода, по единственному поводу – любви.
6. Жена должна вдохновлять мужа.
На что? – На подвиги!
Мужчина каждый день идет на подвиг, и женщина должна вдоновлять его на успех своей верой в него, поддерживать его в начинаниях. И ошибки мужа хорошая жена должна принимать, как временные трудности, которые ее возлюбленный, несомненно, преодолеет. У такой жены муж, бесспорно, становится поистине могущественным и сильным, и его жизнь превращается в Подвиг.
Кроме того, жена должна, просто обязана, быть привлекательной для мужа. И это означает, что она должна наряжаться не только на работу, а приходя с работы, ожидая мужа. Как говорило Кентервильское Привидение, оправдывая убийство своей жены: «Она была дурна собой и не умела готовить». И девочка, слушавшая исповедь Привидения, была с ним согласна.
И самое главное, жена должна вдохновлять мужа на духовное развитие, на осознание Бога. Она должна спрашивать его мнения о сутрах (изречениях) священных писаний, обсуждать их с ним, выслушивать его точку зрения и относиться к ней с уважением. Даже если она не согласна с мужем, то, действуя мягко, она должна указывать путь в правильном направлении так, чтобы не задеть эго мужчины, чтобы он потом смог сказать: «Ну я же тебе говорил!», а она на это должна ответить ему: «Конечно, дорогой, ты как всегда, оказался прав».
Тем самым она обеспечит возможность своему мужу выполнять его основной долг в браке – быть для нее духовным учителем и наставником, а это уже залог семейного благополучия и процветания. Потому что это – залог милости Бога. И обеспечивает ее Жена, Женщина, Шакти, сила, которой нет равных – Любовь, Служение, Восхищение.
Долг же мужа состоит в следующем:
1. Быть духовным учителем для своей жены.
2. Содержать семью и защищать ее.
3. Дарить жене подарки и покупать ей красивые вещи.
И вот, когда женщина осознает свой долг и понимает, какого мужа и с какими качествами ей следует выбрать, то благополучие и счастье в браке ей обеспечены; когда есть самбандха (отправная точка, осознание себя) и прайоджана (цель), то абхидея (путь) выстраивается сама.
Почему? – Потому что «Подобное притягивает подобное».
Женщина всегда должна выбирать достойного.
«Юноше, обдумывающему делать жизнь с кого», также необходимо осознать себя, свои способности и таланты, понять, выстроить, создать свою цель, свой идеал, а так же то, чего бы он хотел достичь в своей жизни. Мой учитель, Шрила Шридхар Махарадж, говорил: «О человеке можно судить по его идеалу – если идеал велик, то и человек велик. А что может быть выше бескорыстной, чистой любви к Богу?»
Итак, «Фомула счастья» существует!
Будьте счастливы!