В телефонной трубке робко-извиняющиеся интонации: «Алло, простите, пожалуйста, Евгения Петровна, вы можете сейчас говорить? Может быть, я вас от чего-то отрываю? Может быть, мне перезвонить позднее?» И целых 10 минут я объясняю человеку, что я могу хочу и готова с ним разговаривать. Потому что этот человек - психастеник, то есть тревожно-сомневающийся.
Это не болезнь. Это характер. Человек таким родился. А воспитание и обстоятельства в той или иной мере усугубили его неуверенность в себе, ранимое самолюбие, нерешительность, стремление думать о себе хуже, чем есть...
Признаюсь, в ранней юности психастеники меня ужасно раздражали. «Ты же умная, - орала я подружке, - чего ты проблему из пальца высасываешь!»
И действительно, тревожится психастеник по поводу и без повода, часто из-за чепухи. А эти изматывающие разговоры с самим собой по ночам: «Так я сказал или не так... Мог ли обидеться А.Д.? Что подумала Н.И.?» И еще эта вечная боязнь чего-то плохого, что может случиться через минуту или в далеком будущем.
В общем, жизнь психастеника - это минное поле!
При таком мироощущении понятно, почему психастеник быстро истощается. Уважаемые читатели! Если среди ваших близких есть психастеник, дайте ему время от времени побыть наедине со своими мыслями и чувствами. Он не плохой, он не больной, просто такова его конституция!
Ах, эти гадкие тревожные сомнения! Они пронизывают все сферы жизни психастеника...
Трудности в общении с людьми исходят из опасения произвести плохое впечатление. И когда психастеник попадает в компанию малознакомых людей, даже если разговор интересный и ему есть что сказать, он молчит - боится сказать глупость. А возвращаясь домой, испытывает мучительное чувство стыда, вспоминая, как промолчал или как не то и не вовремя сказал...
Психастенику трудно выступать публично, даже если он отлично владеет материалом. Он запинается, уходит в ненужные детали, пугается... Жаль, что преподаватели в школах в институтах не разбираются в типологии.
А вот в своей профессиональной деятельности психастеник может быть весьма успешным. Нет, много он не заработает, для этого ему не хватает ловкости и жадности. Зато в работе, которую он любит и знает, он становится специалистом экстра-класса. Причем именно неуверенность в себе толкает его на постоянное самосовершенствование.
Для работодателя психастеник - это подарок. Ответственные, скрупулезные, педантичные, к тому же в силу характера они не могут сказать «нет». Поэтому на них можно «ездить». Бедные, они будут тихо обливаться слезами, но терпеть до последнего. Даже когда терпение кончится, скандал не устроят, дверью не хлопнут, уйдут тихо.
Столь терпимы психастеники не от святости, а от заниженной самооценки. И как же они сами мучаются от этого!
Психастеник - хорошая рабочая лошадка, но не стоит делать его начальником. От гипертрофированной ответственности у психастеника возрастает тревога, а с ней и контроль - он начинает всех перепроверять. В связи с этим у него резко портится характер, появляется раздражительность, он начинает болеть на нервной почве.
Ах, если бы убрать с этого поля мины... Мы бы увидели, какими скрытыми достоинствами обладает психастеник. Например, замечательное умение принимать человека таким, какой он есть, а еще чуткость, надежность... Впрочем, этими драгоценными россыпями души в основном пользуются друзья и сослуживцы. А вот с близкими часто возникают проблемы.
Удивительно, как психастеник может хорошо видеть и адекватно оценивать чужую жизненную ситуацию, умно и тонко прокомментировать ее, дать хороший совет. Но как слепы они бывают в собственной семье! Именно семье, которая для них является основным объектом внимания и... тревоги. Психастеничные родители, чтобы снять собственную тревогу, ребенка не переставая опекают и контролируют: за детей решают, с кем дружить, кем быть, как жить. В результате вырастают неприспособленные Маугли. Про таких родителей обычно говорят: «Задушили любовью, как подушками».
Психастеничные жены или мужья очень терпимы. А если с помощью чувства вины умело манипулировать ими, они будут терпеть от своих родственников все что угодно: унижения, скандалы, пьянство...
У разных психастеников разный уровень и количество тревожных сомнений. Чем ближе к психопатии, тем их больше. И если они душат так, что мешают жить и работать, значит, пора искать частного психиатра-психотерапевта. И поверьте, тревожные сомнения - это не фатально. Характер корректируется, мало того, из него можно сделать «конфетку».
У нас на группах артсинтезтерапии психастеников много и работают они здорово! Потому что тревоги надоели до тошноты. Уже к концу первого года, разобравшись в особенностях своего характера, психастеник начинает относиться к ним с юмором. Постепенно самооценка вырастает до... адекватной. Пробуждается даже здоровый авантюризм: «Я этого не умею, но я могу попробовать! А не получится - это не конец света». На группе можно наблюдать и как психастеник среди «своих» людей, которым он доверяет, может быть и раскованным, и ослепительно остроумным.
Не стоит по одной детали (например, повышенная тревожность) ставить «диагноз» себе или другим. Перечисленные в этой статье «симптомы» должны совпадать по большинству пунктов.
А тревожимся мы все, и сомнения, слава богу, бывают у всех. Человек без всяких сомнений - это уж точно НЕ норма.
Чтобы понять мироощущение психастеника, послушайте музыку Шумана, Шопена, Чайковского, почитайте личные письма и дневники Тургенева, Чехова, Павлова, Дарвина.
Герои фильмов: «Покровские ворота» (Хоботов и его невеста), главный герой «Осеннего марафона», да тот же Шурик из «Кавказской пленницы»...
Попробуем сделать упражнение, которое называется "почувствуй себя психастеником":
1. Ноги «ватные», вы как бы ищете и не можете найти опору, переминаясь с ноги на ногу.
2. Руками вы растерянно и бесцельно трогаете на себе одежду, теребите пуговицы, пояс и т.д.
3. Попробуйте представить себе, что прямо СЕЙЧАС раздастся телефонный звонок и вам сообщат крайне неприятное для вас известие. Какое? Нафантазируйте сами то, что именно вас бы сильно огорчило.
4. Зафиксируйте внутри себя возникшие ощущения.
5. А теперь уберите все внешние признаки. (Потому что психастеник эти свои переживания окружающим ни в коем случае не показывает.)
6. Побудьте в этом состоянии сколько выдержите. Ну и как?
Теологию мы также будем иллюстрировать произведениями, созданными на занятиях групп артсинтезтерапии. Это задание по риторике, называется оно «Сказка о страхе». Надеюсь, вы оцените блестящую самоиронию автора.
Жила-была курочка Ряба. Однажды она села высиживать яйца.
Пришло время цыплятам на свет появляться. А один цыпленок думает: «Мне тут тепло, спокойно, а что там там, снаружи – неизвестно. Страшно! Не буду пока выходить, подожду». Курочка Ряба деток встречает и каждого похваливает: «Какие вы у меня красивые, пушистые». А наш цыпленок думает: «А вдруг я не такой как все? Вон и перышки у меня слиплись, и черное пятнышко на боку… Вдруг мама меня не похвалит? Не буду выходить, подожду еще».
Время идет, цыплята уже по всему свету бегают, потом к маме возвращаются и все ей рассказывают. Наш цыпленок рассказы слушает, да только страшные запоминает. Одну курочку ястреб утащил, другую кошка съела, а пятеро цыплят из соседнего гнезда от куриного вируса погибли. «Ой, страшно! – думает наш цыпленок. – А вдруг вирус, или ястреб, или вообще Кошка!!! Не выйду. Буду еще сил набираться».
Но вот уже и последний срок пришел. Клюнул цыпленок свою скорлупку раз, клюнул другой – не получается. Слишком большой он стал: ни тебе головкой размахнуться, ни лапки разогнуть. Подергался наш цыпленок немножко, и умирать стал.
А умирая, подумал: «А может, это и хорошо, что я из яйца не вылез – стольких опасностей избежал…»
С годами я с психастениками научилась ладить. Умею не обращать внимания на их занудство и мямлинье, но ценю их душевную тонкость и учусь деликатности.
Ах, если бы убрать с этого поля мины... Мы бы смогли по достоинству оценить этот неяркий, «негромкий» характер, который можно сравнить с нежной прозрачной акварелью, столь богатой изысканными оттенками...
Евгения Белякова