Так уж мы устроены (за всех не поручусь, но встречала многих, поэтому позволю себе некоторое обобщение), что события, происходящие в течение жизни, мы складываем на разные оценочные полочки. Как правило, их две – плохая полочка и хорошая полочка с жирными знаками «+» и «-».
Так уж мы устроены (за всех не поручусь, но встречала многих, поэтому позволю себе некоторое обобщение), что события, происходящие в течение жизни, мы складываем на разные оценочные полочки. Как правило, их две – плохая полочка и хорошая полочка с жирными знаками «+» и «-».
Смерть, развод, конфликт, дождь, слякоть, увольнение и т.д. – это плохо. Новые отношения, карьерьный рост, отдых с друзьями, обновка, припекающее солнце и т.д. – хорошо. Нас ТАК научили в школе, воспитали родители, поддержали вузы. Так – это ставить оценку себе за все, что происходит в жизни. И нам это привычно. Как можно по-другому?
По-другому можно вот как. Психологи самых разных направлений, а вместе с ними вальдорфская педагогика (за другие педагогические направления не поручусь) считают, что человеку имеет смысл смотреть на событие с нескольких позиций:
Что я чувствую, когда это происходит (произошло) со мной?
Чему я учусь (научился) в этой ситуации?
Как я изменился в этой ситуации (благодаря ей) по сравнению с собой вчерашним?
Есть ли в этих вопросах другие люди, на мнение которых человек опирается в оценивании ситуации? Нет. Есть ли люди, с чьими поступками человек сравнивает свое поведение? Нет. Есть только опыт. Свой жизненный опыт. Свои уроки и свои чувства. На то и на другое можно опираться как на ресурсы. Это то – чувства и опыт – что есть у человека всегда. Их невозможно отнять.
Итак, опираясь на эти ресурсы, человек учится. Всю жизнь. В любой ситуации. Учится в школе жизни, в которой не ставят оценки. (Оценки ставят окружающие, но выбор человека в том, как на них реагировать. Или человек сам их себе ставит. По привычке). И тогда – в безоценочной «системе координат» каждое событие может стать успешным.
Уволили с работы? Отлично! Наконец, появилось время для поиска себя, ведь уже тошнило на этой работе, а уволиться самому было страшно…
Кран потек? Можно поменять кран – давно собиралась.
Ребенок ногу сломал. Конечно, радости тут немного. Ему ведь было больно. Но именно благодаря этой драматичной ситуации в жизни семьи появилась возможность проявить чувства, заботу, а ребенок отдохнул от надоевшей школы.
Бесконечный насморк с кашлем у малыша и мама не может ходить на работу? Так ли хочется туда ходить? Не это ли является возможностью пересмотреть свои взгляды на трудовую деятельность?
Депрессия? Что она позволяет мне делать? Чего не делать?
И тут мы переходим к урокам. И к тому, что «плохих» моментов в жизни не бывает. Бывают ситуации, в которых мы чему-то учимся, в чем-то преодолеваем свою инертность, выходим за рамки привычного комфорта, испытываем себя на прочность, узнавая о себе что-то новое.
Попробуй в течение дня собирать успешные моменты. Смог сделать это задание? Отлично. Положи в копилку. Неважно, что сегодня это дело не кажется тебе достижением. Клади. Это твой багаж. Твой сундук с драгоценностями.
Сегодня ты боялся и все же пошел на свой страх и провел те переговоры, которые висели над душой тяжкой незавершенкой. Отлично. Складывай в сундучок. Это тот опыт, на который ты сможешь опереться, когда со временем тебе вдруг покажется «Не смогу, не получится, не умею…». Ты уже это смог, получилось, умеешь. Такой опыт у тебя уже есть. Помнишь? Лежит в копилке.
Екатерина Мануковская