Гигиена души

В детстве, когда организм наш еще молод и не приведен в негодность сидячим образом жизни и плохим питанием, нам не нужна никакая гимнастика или диета.



В детстве, когда организм наш еще молод и не приведен в негодность сидячим образом жизни и плохим питанием, нам не нужна никакая гимнастика или диета.

По крайней мере, ребенку сложно объяснить, почему нельзя питаться одним сладким, или, зачем нужно делать по утрам зарядку. Ему пока хорошо безо всяких дополнительных усилий. Но с возрастом необходимость некоторых ограничений и умеренной доли дисциплины в поддержании своего здоровья становится нам очевидной, и мы воспринимаем эту необходимость вполне адекватно.

Отчасти это заслуга так ненавистного всякому ребенку воспитательного процесса, который и закладывает в его сопротивляющийся рассудок хотя бы саму идею о необходимости поддержания здоровья. И когда возраст начинает давать о себе знать, человек, в общем и целом, к этому готов и знает, что делать.

То же касается и вопросов общей гигиены. Ребенку не понятно, зачем надо мыть фрукты, когда они и так выглядят чистыми. Так же ему не понятно, зачем нужно чистить зубы, потому что связь между зубной болью и ежедневной их чисток для ребенка не так очевидна. Но нас все-таки заставляют подчиняться этим, как нам кажется, надуманным правилам — и мы подчиняемся, а позже и сами понимаем природу и обоснованную необходимость этих процедур.

Дома нас учат гигиене, в воспитательных учреждениях есть специальный предмет с прекрасным названием «физическая культура», с малых лет за нашим здоровьем присматривают врачи, но все это время, когда наша личность проходит свое становление, никто нас не учит «психологической культуре». Никто нам не рассказывает, что делать, когда болит на душе, а не в теле, никто не объясняет, что поддержание внутреннего мира в чистоте и порядке не менее важно, чем поддержание здоровья физического, никто не дает нам понять, что внутренний мир требует столько же внимания, сколь и внешний.

В лучшем случае, нас учат «справляться» с внутренними проблемами — поговорить, обсудить с близкими людьми, научиться тому, что не получается, забыть забить или, в крайнем случае, обратится к психологу, чтобы он подкрутил нужные винтики. Но нас никогда не учат делать «психологическую зарядку», наводить «психологический порядок», соблюдать «психологическую гигиену» — все это пущено на самотек, в расчете на то, что оно само как-нибудь наладится.

В давние времена, когда еду добывали не в супермаркетах, детям не нужны были специальные физические упражнения — жизнь сама по себе давала им достаточно физической нагрузки, чтобы кости и мышцы в должной мере укреплялись и поддерживались в нужном тонусе. Но сейчас, с нашим цивилизованным образом жизни, мы действительно нуждаемся в костыле в виде специальных физических упражнений, которые позволяют нам держать форму — соблюдение физической культуры стало для нас необходимостью.

То же самое и с культурой психологической. Раньше, быть может, трава была зеленее, и психический аппарат формировался более естественным образом, а жизнь сама собой ставила человека в такие условия, при которых ему было не до неврозов. Но сейчас наша жизнь стала, с одной стороны, слишком простой и безопасной, с другой — она теперь слишком подвержена давлению общественного мнения. Реклама и поп-культура проникают в нашу жизнь по всем каналам и с малых лет порождают интенсивное внутреннее напряжение относительно своего несоответствия длинному списку социальных стереотипов. В этих условиях мы уже нуждаемся в обучении «психологической культуре», но такого предмета в нашей системе образования нет. Каждый сам за себя.

Побочным эффектом такого положения дел является то, что люди в корне неправильно подходят к вопросу душевного оздоровления. Даже, когда внутренние проблемы невозможно больше игнорировать и человек набирается духу обратиться к психологу за помощью, он приходит с тем же настроем, с каким люди ложатся на хирургический стол — надо расслабиться, довериться специалисту, отмучаться, а затем здоровым и обновленным вернуться к своей беззаботной бездумной жизни.

Абсурдность такой позиции сродни тому, как если бы мы надеялись, что под присмотром специалиста можно один раз по-хорошему почистить зубы — так, чтобы больше никогда не пришлось делать это снова. Да, у стоматолога можно снять зубной камень и залечить дырки, но это ведь не значит, что теперь проблема решена раз и навсегда. Зубы будут продолжать требовать к себе внимания в буквальном смысле до последнего!

Так и душевное здоровье — это, прежде всего, вопрос психологической гигиены, а не психологической хирургии! Нельзя вылечиться один раз и потом больше никогда не возвращаться к вопросу своего душевного состояния. Внутреннее равновесие нужно взращивать и поддерживать в течение всей жизни, точно так же, как всю жизнь приходится изо дня в день чистить зубы и следить за здоровьем физическим.

Верно и обратное — душевные проблемы возникают не потому, что однажды случилась психологическая травма. Так бывает, но не столь часто, как можно себе представить. Обычный средний страдалец становится таковым не от того, что кто-то его сильно обидел или ранил, все его страдания от того, что долгое время он не уделял внимания своему душевному здоровью. Большее, что он делал в этом направлении, — жаловался на жизнь и находил оправдание своим мучениям.

Нужно сильно постараться, чтобы жизнь превратилась в сплошное страдание и напряжение. Примерно так же, как нужно постараться, чтобы заработать себе язву желудка. К болезни приводит продолжительное нарушение режима питания с полным игнорированием ранних болевых симптомов. То же самое и с душевным состоянием — прежде чем человек превращается в несчастного невротика, он долгое время игнорирует душевную боль и не придает никакого значения тому, откуда, почему и зачем она появилась.

Соответственно, и излечение зависит не столько от разового вмешательства мозгоправа, сколько от того, какой образ жизни выбирает для себя человек. Если он так и хочет оставаться в забытьи и неведении относительно своего внутреннего мира, если он не готов начать «чистить зубы» каждый божий день, то никаких шансов на исцеление у него нет. С другой стороны, стоит человеку начать заглядывать себе внутрь и наводить там порядок на регулярной основе, никакой мозгоправ ему больше не нужен — исцеление наступит само собой.

Механизм совершенно прозрачен. Физическая боль возникает у нас не просто так — она всегда сигнализирует о нарушении нормального функционирования организма или о полученных повреждениях, которые требуют немедленного внимания. И в случае такой боли мы безропотно к ней прислушиваемся — пытаемся понять, что происходит, а если болит сильно и долго, бежим к врачу за консультацией. В результате, так или этак мы находим проблему и ее решаем — меняем режим питания, начинаем заниматься спортом, принимаем нужные витамины и так далее — фактически, мы меняем образ жизни ради того, чтобы решить проблему.

С психологическими проблемами все точно также. Беда только в том, что душевную боль мы привыкли игнорировать, как нечто не реальное, не имеющее особого значения. Поболит — и перестанет, надо только подождать и потерпеть. Время лечит. И боль действительно проходит, но с каждым разом возвращается и бьет все сильнее и сильнее, пока это не превращается уже в настоящую болезнь. А ведь, если бы первые симптомы принимать всерьез, то и не возникло бы никакой проблемы — все решилось бы само собой на самом раннем этапе.

Исцеление от душевных недугов и решение возникших из-за этого проблем неизбежно требует изменений в образе жизни, и изменений перманентных. Нельзя один раз посидеть на диете и избавиться от проблемы лишнего веса, нельзя один раз по-хорошему отмыться в бане и избавиться от необходимости регулярно мыться до конца своей жизни. Мы живем в таких условиях, когда нам приходится каждый день уделять внимание гигиеническим процедурам и сознательному регулированию различных аспектов своего образа жизни. И душа наша нуждается в психологической гигиене и культуре не меньше, чем тело нуждается в культуре и гигиене физической.

Интересно почитать