Циклы Луны древних жрецов

neandertalec

neandertalec

Сегодня уже никого не удивишь данными о том, что такие древние сооружения человечества, как Стоунхендж или Аркаим были построены с учетом движения небесных светил. Это действительно так, и благодаря этим постройкам древние люди наблюдали за перемещениями Солнца, Луны и других небесных тел. Известно также, что благодаря мастерству древних архитекторов мы и сейчас можем сравнить их познания в области астрономии с современными знаниями.

Отдельного разбора, при этом, заслуживают древние предсказания, которые делали жрецы на основе полученных данных. Несложно догадаться, что такие предсказания положили в свое время основу для создания астрологии — науки, изучающей взаимосвязь движения небесных тел и человеческих судеб.

Однако, поскольку известно, что в каменном веке у людей ещё не было алфавита (хотя это спорный вопрос) и, соответственно, не было возможности записывать свои наблюдения при помощи букв, логично предположить, что они могли бы делать это при помощи различных изображений. Таких знаковых изображений можно найти очень много в наскальной живописи художников той эпохи.

Одним из первых астрономические записи в анималистических образах искусства древнекаменного века обнаружил известный советский археолог, доктор исторических наук Виталий Епифанович Ларичев. В качестве одного из примеров можно привести рисунок бизона из пещеры Пиндаль в Испании (Alcalde del Rio, Breuil, et Sierra 1912) — классический в ясности образец знаковой живописи палеолита.
bizon
«По контуру шеи, холки, подчёркнуто горбатой спины и крупа животного размещаются серповидные, подквадратные, круглые, а так­же иных очертаний фигуры, тщательно выписанные на стене пещеры. Всего их, с учётом серпо­видных рога и короткого хвоста, 29. Если же за особый знак принять характерную, с крючком на конце полосу, очерчивающую край головы бизона, то число фигур окажется равной 30. Низ шеи и грудь животного оконтуривают 6 вытянутых, косо ориентированных, тесно примыкающих друг к другу листовидных фигур. Посредством их художник изобразил густые космы во­лос, свисающие с передней части грузного тела бизона». (В.Е. Ларичев)

Далее ученый обращает наше внимание на значимость чисел 29 и 30, которые оказываются весьма значимыми для астрономии, поскольку они оба близки продолжительности в сутках сино­дического лунного месяца, как длительность его определяют современные астрономы — 29,5306 сут. Древние календаристы, вынужденные отыскивать наиболее рациональный способ «ликви­дации» дробности суток при помесячном счислении времени по Луне, обычно чередовали про­должительность таких месяцев в последовательности 29, 30, 29, 30, 29…

Такая система позволяла им автоматически «уничтожать» дробную часть синодического месяца, а финал лунного года фиксировать с точностью 0,36706 сут.

Есть ли, однако, в рисунке иные, помимо чисел 29 и 30, признаки того, что строчки фигур, оконтуривающих голову и туловище бизона, в самом деле календарно-астрономическая запись? Иначе говоря, ставится следующий вопрос — случайно или заранее рассчитано размещение по верхнему контуру животного именно 29 или 30 знаков?

Календарность записи подтверждается следующими соображениями, которые как раз и по­зволят перейти к расшифровке содержательной части:
Во-первых, все указанные знаки имеют четкую серповидную форму, что напоминает нам о движении Луны, которая, как известно, может иметь серповидную форму.
Во-вторых, знаки в записи варьируют не только по форме, но и по величине, то плавно увеличиваясь, то уменьшаясь. Так же поступает и Луна, изменяя свою видимую толщину в течение месяца.

larichev

В качестве символа молодого месяца мог восприниматься самый крупный и эффектный знак — выставленный вперёд рог бизона, выпуклый край которого обращён направо, как это и наблюдается в реальности при появлении новорожденного месяца у западного горизонта (заходящее Солнце освещает правый край Луны).
В таком случае, в качестве символа старого месяца мог восприниматься серповидный хвост, знак, завершающий календарную запись. В самом деле, выпуклый край хвоста обращён влево, как это и наблюдается в реальности в последние сутки наблюдения серпа у восточного горизонта (восходящее Солнце освещает из-за горизонта левый край Луны).

Высказанные соображения имеют решающее значение для прочтения записи. Они позволяют восстановить порядок считывания знаков и определить начальную фазу синодического месяца. Считывание велось справа и начиналось оно с крючковатого знака, очерчивающего правый край головы бизона, а завершалось на серповидном, с приостренным концом хвосте. Ясно, что если рог бизона символизировал серп новорожденного месяца, то фигурный край головы бизона воспринимался символом Луны в фазе новолуния (светило было невидимо на небосклоне; оно слилось с Солнцем, т.е., по канонам астральной мифологии, — «умерло»).

В качестве доказательства своих выводов В.Е. Ларичев приводит сравнение лунных суток каменного века, изображенных в виде бизона с современными лунными сутками июня 1982 года.
Мы же для более современного примера возьмем для сравнения Луну августа 2013 года.

Первая четверть
Новолуние наступает 7 августа. Соответственно 8 августа можно наблюдать молодой месяц — рог бизона. Далее — холка животного символизирует первую четверть лунного месяца.
В астрологии считается, что это хорошее время для закладки чего-то нового, начала больших проектов и вообще для накопления чего-либо.

Вторая четверть
Далее, следуя по холке животного справа налево, мы приближаемся к 15 августа — это девятый лунный день, определяющий четверть лунного месяца. На теле бизона он изображен в виде впадины без волос. Таким образом, древний художник мог изобразить снижение положительной динамики роста ближе к девятым суткам месяца.
С точки зрения астрологии это тоже верная деталь, поскольку принято считать девятые лунные сутки не очень хорошими из-за критического аспекта (квадрат) к Солнцу.

Третья четверть
Продолжая рассматривать бизона справа налево, мы увидим крупные серпы на самой высокой и крутой части горба. Это очень напоминает Луну в её максимальной силе, то есть в период полнолуния. В нашем случае этот период приходится на дату 21 августа.
В астрологии принято считать особенно активным влияние Луны не только в сам день полнолуния, но также и в течение двух-трех дней после него. По-видимому, также толковали влияние Луны и древние жрецы каменного века, поскольку на теле бизона в одном месте нарисовано сразу несколько крупных серпов (лунные дни).

Четвертая четверть
Далее величина серпов резко идет на спад, поскольку наступает 23 лунный день (30 августа), который также считается неблагоприятным опять же из-за негативного аспекта Луны. К тому же, 23 лунный день знаменует собой переход в последнюю четверть лунного месяца, когда наступает хорошее время для того, чтобы избавляться от чего-нибудь лишнего или ненужного. Неслучайно этот период на рисунке древнего жреца отмечен задней частью бизона, плавно переходящей в хвост животного.
Любопытно, что с точки зрения астрономии 9 и 23 лунные дни не представляют собой никакого интереса, в то время, как для астрологов они имеют важное значения благодаря негативной аспектации Луны и Солнца. Однако на нашем рисунке бизона они четко выделены обрубленными серпами. Что может означать потерю энергии, возможностей или упадок сил.
В нашем случае конец месяца приходится на 29 лунный день.

Характерная, двустрочная (двухуровневая) структура записи в районе горба позволяет высказать предположение, что лунный месяц подразделялся создателем календаря на две части — светлую, от первого серпа (рог!) до 3-х суток полнолуния и первого дня ущерба, и тёмную, от первого дня ущерба до последнего серпа и суток очередного новолуния (хвост и соседний с ним знак). И это тоже чисто астрологическая трактовка изображения.
Итак, идея восприятия серповидных, а также иных очертаний фигур верхнего контура живописного рисунка бизона подтверждена объективно, с использованием фактов, связанных с реальным лунным календарем.

Более того, это далеко не единственный пример древних наблюдений за Луной, обнаруженный Ларичевым. Таких примеров анализа астрономических (и астрологических) знаний каменного века очень много. И, как видим, послания древних пращуров не теряют актуальности и в наши дни. Современная астрология рассматривает фазы Луны точно так же.

 

Астролог Александр Дань

Интересно почитать