Есть люди, которые не просто влияют на время, в котором они живут, они его формируют! Именно таким человеком был Георгий Гурджиев – философ-мистик, оккультист, композитор и путешественник. Его имя ставят в одном ряду с именами Вольфа Мессинга, Ванги и Ошо. Но если о последних написаны сотни статей, то о Георгии Гурджиеве мало кто знает. Почему? На то есть причины.
Прежде всего, это – лицо! Такое, что глаз не оторвать. Странное, притягательное, доброе и дьявольское одновременно, словно специально созданное для того, чтобы руководить какой-то большой игрой. Можно сказать, что вся его жизнь и есть игра! С самим собою, человеком и человечеством в целом.
Кем его только не называли: вторым Калиостро, великим мистификатором, загадочным магом и волшебником… Он действительно, словно играл: жонглировал фактами своей жизни и людьми, которые его окружали. Вводил в заблуждение, путал, убегал и заводил в тупик. Менял дату своего рождения, назначал встречу ученикам в одном месте, а сам ждал в другом, считая, что, если тебе действительно нужно, ты найдёшь. И находили же! А потом вновь теряли. Вновь заходили в тупик.
Зачем ему это было нужно – спросите Вы? Точно не ради развлечения. Дело в том, что Георгий Гурджиев был довольно странным человеком. Хотя, «странный» – это не то слово. Он был не похож ни на кого, как он сам говорил, по завету бабушки.
«Когда моя бабушка – Царство ей Небесное – умирала, – пишет Гурджиев, – моя мать, как тогда было принято, подвела меня к её постели, и, в то время как я целовал её правую руку, моя дорогая, ныне покойная бабушка положила мне на голову свою слабеющую левую руку и шёпотом, однако очень отчётливо сказала: – Старший из моих внуков! Слушай и всегда помни мой строгий наказ тебе: никогда не делай в жизни так, как делают другие!»
Слова бабушки подействовали, и вся жизнь Гурджиева превратилась в поиск: сначала себя, затем своего пути, а чуть позже и пути человека как такового.
В общем-то, сюжет не новый. Кто только не искал пути для человечества, какие только теории и философские воззрения не создавались самыми разными мудрецами. Но Гурджиев отличился. Он не создавал теорий и воззрений, он отчаянно практиковал то, что узнал, скитаясь по тайным школам и монастырям Востока и Запада. На основе этих знаний создалось его собственное учение о человеке и его «четвёртом пути», свободном от любых законов, мешающих его развитию.
Система Гурджиева
Ученики были у многих мыслителей и Гуру. Но взаимоотношения «учитель – ученик» почти везде строились по принципу «я вещаю, ты воспринимаешь». Гурджиев же развил целую систему обучения: жёсткую, противоречивую и очень сложную. Эта система была похожа на опыты, с единственной оговоркой: люди приходили к нему добровольно и все изменения, которые с ними происходили, были этапами их пути. Пути от чего – к чему? От человека-машины, зажатого рамками социума, воспитания и предрассудков – к человеку свободному, открывшему в себе так называемый «чистый источник», лишённому любых стереотипов, ложных установок и других, блокирующих личностный рост вещей. Разнообразие его методов обучения (от гипноза до танца) настолько впечатляет, что не оставляют никакой возможности поставить эту систему в один ряд с другими школами духовного развития.
Живший и творивший первой половине ХХ века, между двух мировых войн (он родился по одним источникам в 1866 году, по другим – в 1874 или 1877, а умер – в 1949), он притягивал интерес многих западных философов, деятелей культуры и даже двух мощнейших тиранов своего времени – Гитлера и Сталина. Георгий Гурджиев с одной стороны, доказал абсолютную управляемость человека и его зависимость от других людей, а с другой – создал учение, которое помогало развить внутри человека чувство глубокой осознанности и, как следствие, неуязвимости.
Гурджиев и сам признавал, что понять его учение до конца невозможно, и никто из его близких приверженцев не претендовал на это. Главная его идея – разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке. Опасаясь, что последователи быстро утонут в абстракциях вместо реальных практик, он решил сделать ставку на искусство (магические танцы) и создание «коммун», где единомышленники помогали друг другу осознать себя.
Человек без души
«Человек приходит в мир подобно чистому листу бумаги, за который все окружающие тут же начинают соперничать в том, чтобы испачкать его и заполнить образованием, моралью, информацией, которую мы называем «знаниями» и всеми видами идей долга, чести, совести и так далее и тому подобное. Все утверждают непреложность и безошибочность этих методов, которые они применяют для того, чтобы привить эти побеги на главный ствол, именуемый человеческой «личностью». Лист бумаги постепенно становится грязным, и чем грязнее он становится, то есть чем больше человека набивают эфемерной информацией и понятиями долга, чести, и так далее, которые ему назойливо повторяют или внушают окружающие, тем более «умным» и достойным он считается. И видя, что люди смотрят на эту грязь как на достоинство, он сам неизбежно смотрит на этот грязный лист бумаги в таком же свете» – писал Гурджиев.
Согласитесь, смело? Становится понятно, почему имя Гурджиева менее известно, чем имена многих других, якобы свободных, мыслителей. Эти все вольнодумные мысли и практики нужно было замять и забыть, поскольку рациональному, продуманному и систематизированному миру просто-напросто не нужны люди, не вписывающиеся ни в одну систему.
А вот цитата ещё одного мудреца, знаменитого мыслителя Ошо, который очень высоко ценил деятельность Гурджиева:
«Георгий Гурджиев – единственный человек в мире, который высказал одну невероятно важную вещь: «У вас нет никакой души». Во всём мире все религии считают, что вы рождаетесь с душой. Голос Гурджиева одиноко звучит во всей истории, утверждая, что не у всех есть душа; и место души пусто. У вас есть возможность – если вы потрудитесь, вы можете создать душу – но вы с нею не рождаетесь.
Я знаю, и Гурджиев тоже знает, что человек рождается с душой – но знание того, что мы рождаемся с душой, нам никак не помогло».
Если не вчитываться и не анализировать – чуть ли ни мракобесие. Но, по сути, здесь намного больше человечного, духовного, чем в любом трактате о нравственности. Ведь создавать душу намного сложнее, чем с нею рождаться. Создавать душу – это работа, это и есть путь. А жить с душой – этого мало! Это практически ничто!
Так зачем Гурджиев убегал от учеников? Всё просто – ему нужно было создать в человеке борьбу. По мнению Гурджиева, растёт только тот человек, кто бесконечно борется с самим собою. Прецедент борьбы и есть зерно его учения и путь к свободе. Нет, не выбора, ведь у по-настоящему свободного человека выбора быть не может. Он знает тот единственный путь, по которому ему нужно идти, и другой вариант просто невозможен! Расшатывая себя, доводя до состояний тупика, человек избавляется от стереотипов и переходит на качественно новый уровень восприятия собственного Я, мира и вселенной.
Гурджиев чуть ли не на столетие опередил своё время. И только сейчас, с появлением новых знаний о человеке, мы начинаем понимать суть учений этого «странного» человека. И голос его будет звучать всё сильнее и сильнее, поскольку, с развитием цивилизации человек всё дальше и дальше уходит от себя, от «чистого источника», пичкая себя ложными представлениями о мире. Современный человек – это загнанный клетку зверь. Но дело в том, что дверь клетки открыта, а зверёк настолько напуган, что даже и не смотрит в её сторону. Если вы хотите жить жизнью реальной, истинной, а не ложной, вглядитесь в лицо человека, не похожего ни на кого, а потом прочитайте его книги. Уверяю Вас, назад дороги уже не будет!