Как бы ни складывалась наша жизнь, мы всегда найдем повод для волнений. Вообразите, что вам предстоит 12-часовой перелет, и вы только что поднялись в небо. Вы собираетесь расслабиться и, может быть, немного вздремнуть. И вдруг замечаете это! Сосед шмыгает носом.
Как бы ни складывалась наша жизнь, мы всегда найдем повод для волнений. Вообразите, что вам предстоит 12-часовой перелет, и вы только что поднялись в небо. Вы собираетесь расслабиться и, может быть, немного вздремнуть. И вдруг замечаете это! Сосед шмыгает носом.
Он делает это как по часам, каждые шесть секунд. «Раз, два, три, четыре, пять, шмыг, раз, два, три, четыре, пять, шмыг…» О нет! Этот парень — шмыгающий метроном! Вы говорите себе: «Если бы этот идиот не сидел рядом, как я был бы счастлив!» Вы достаете калькулятор. «Десять шмыгов в минуту помножить на… это 7200 шмыгов до Франкфурта. Меня ждет самая ужасная ночь в жизни!»
До этого момента вы не замечали спящего на кресле за вами малыша. Но вот он проснулся и завопил во всю глотку. Непрерывно орущие дети постоянно носятся туда-сюда — к этому невозможно относиться спокойно. Вздыхая, вы говорите себе: «Ха, и я переживал из-за какого-то шмыгающего носа! С плохими манерами еще можно смириться, но терпеть галдящих детей?! Можно сойти с ума!»
Спустя минуту дело и вовсе принимает дурной оборот. Без всякого предупреждения самолет затрясся и стал резко снижаться. Вы почувствовали, как кровь отхлынула от лица, в то время как желудок подступил к самому горлу. Пассажиры кричат. Дотянувшись до своего спасательного жилета, вы заключаете сделку с Господом: «Вытащи меня из этой заварушки, и я больше никогда не стану раздражаться из-за шмыгающих носов! Я готов смиренно терпеть детские крики хоть всю дорогу!»
Закон Мерфи — принцип, состоящий в том, что если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается. Самолет выравнивается и начинает набирать высоту. Капитан извиняется за неожиданную турбулентность. Ребенок перестает кричать, и «Шмыг» засыпает. Вы занялись кроссвордом, наслаждаясь тишиной и покоем. Угадайте, что случилось дальше? «Шмыг» начинает храпеть!
«О нет! Если бы не все это, как бы я был счастлив!»
Так устроена жизнь. У нас сложилась «иерархия тревог», и на вершине пирамиды находится то, что нас беспокоит больше всего. Когда сломана нога, мы не обращаем внимания на головную боль — до тех пор, пока не отбросим в сторону костыли. Храпящий муж моментально перестанет быть источником раздражения, если под нами загорится кровать.
Так как же перестать нервничать? Эндри Мэтьюз утверждает, что причины стресса кроются в нашем образе мыслей, поэтому нужно принять сознательное решение: «Сегодня никто не испортит мне настроения». Мы сами с собой заключаем договор о том, что ни заносчивый банковский клерк, ни наглая официантка, ни придирчивый начальник не смогут нас огорчить. И в минуты душевной тревоги мы напоминаем себе, что в свете мировых событий стычка с грубым кассиром – не более чем мелкая неприятность.