Масленица или масленичная неделя — это название христианского постного праздника, во время которого осуществляется подготовка к Великому посту. В Масленицу запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло. Поэтому в XVI веке, вскоре после введения христианской церковью «сырной седмицы» («мясопустной седмицы»), появилось народное название — Масленица.
Даты празднования Масленицы непостоянные, они высчитываются в соответствии с лунным циклом, также как и даты Пасхи и Великого поста перед ней. Масленица всегда отмечается в последнюю неделю перед 7-недельным великим Постом.
Масленица заимствовала у древнего солнечного праздника его символы – круглые кушания – блины, ватрушки, а также круглые баранки.
В последний день Масленицы, который носит называние «прощеное воскресенье», сжигают соломенное чучело надоевшей Зимы (Марены), но не Масленицы, как многие думают. Тем самым символизируется готовность к приходу Весны.
Древнейший солнечный праздник весеннего равноденствия, который празднуется именно в День Солнцестояния, сохранился только в мусульманстве — это праздник Навруз.
В славянской традиции этот день весеннего солнцестояния назывался Комоедица и считался великим солнечным праздником для наших древних славянских предков. Этот день всегда празднуется в одну и ту же дату - день весеннего равноденствия. Сейчас его начинает отмечать все большее количество людей, вспоминая забытые важные даты своих предков. В некоторых странах этот день является государственным праздником и имеет статус выходного (нерабочего) дня.
Ныне Масленица (сырная седмица) — это один из четырех праздников Русской православной Церкви, введенных христианской религией взамен прежних языческих великих солнечных праздников. Но даты эти праздники были изменены с такой целью, чтобы не выпадали на христианские посты, когда праздновать запрещено. День весеннего равноденствия попадает на христианский Великий пост, поэтому этот день почитания Солнца как всеобщего жизнерождающего, жизнедающего и живородящего светила был перенесен на последнюю неделю перед Великим постом и стал носить название Масленица. С чем почти утратил свой древний смысл, обрядность и силу как торжественной встречи астрономической весны.
В Масленице остались лишь элементы солнечного праздника – блины. Люди испокон веков почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому и воспринимали весну как начало цикла новой жизни. В честь солнца все древние народы пекли пресные лепёшки, а позже стали печь блины.
Блин считался символом солнца, поскольку он, как и солнце - жёлтый, круглый и горячий, и люди верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и и могущества. Такое же мистическое значение имели ватрушки и круглые баранки.
В католической церкви также отмечают в эти дни перед Великим Постом праздник наподобие Масленицы, он называется карнавал.
В Венеции, Риме, Рио-де-Жанейро и во многих других местах Европы и Америки во время нашей Масленицы празднуются современные христианские католические карнавалы. Причем, некоторые из них продолжатся и после наступления католического Великого поста. Например, в Аргентине, где очень любят праздники, шоу и картнавалы, масленичные карнавалы продолжаются целых два месяца, т.е. весь Великий пост и даже после его окончания, пока народ не устанет. Эта народная традиция древнего праздника продолжает проявляться в полной мере.
Среда - третий день Масленицы - называется "ЛАКОМКА".
В среду масленичной недели в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. В уличных палатках и балаганах продавались горячие медовые сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Основной темой среды является визит зятя к тёще. Теща приветствовала гостей у ворот, угощала блинами и разными разносолами, вареньями, стряпней, пирогами. После этого обильного угощения устраивались катания со снежных гор. Во время этой забавы парни высматривали себе невест, а девицы - будущих мужей. В полдень девицы приносили блины к катальным горам, а новоявленные женихи спешили попробовать блины понравившейся девицы, чтобы понять, насколько хорошая она хозяйка. Каждый, кто выходил из своих домов в этот день, должен был брать с собой тарелку блинов и угощать всех своих соседей.
В деревнях в этот день устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни.