Традиционно выделяется как одна из основных стихий мироздания. Ассоциируется с женским началом (как правило, исключение составляет египетская мифология, где Геб является богом земли, тогда как богиня Нут олицетворяет небо). В большинстве мифологий существует мотив священного брака земли и неба, в результате которого был сотворен мир и произошли на свет другие боги. Земля связана с водой как женской стихией; согласно космогоническим представлениям некоторых народов, земля в начале времен была поднята из вод мирового океана либо появилась после его пахтанья. Иногда описывается как порождение хаоса (например, в греческой мифологии). Союз неба и земли символизирует дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также гром. Земля понимается как стихия плодородия в земледельческих культурах, и обычно символика земли в связи с этим ее аспектом носит выраженный эротический характер (посев как оплодотворение, плуг как фаллос и т. п.). В контексте вертикальной и горизонтальной структуры мироздания земля выполняет функции срединного пространства (между небом и загробным миром) и центра мира, окруженного мировым океаном; геоцентрическая концепция была господствующей в архаических культурах. Сакральный статус, который по этой причине приписывался земле в ряде традиций, обусловил наделение ее свойством очищения.
В качестве первозданной стихии земля рассматривается как наиболее близкая к хаосу и связанная с различными хтоническими чудовищами (змеями, драконами, гигантами, и наоборот, карликами).
В европейской традиции, где каждой из четырех стихий приписываются собственные духи, в качестве духов земли выступают гномы, согласно Парацельсу.
С землей связано и представление о сокрытой в ней и неотъемлемой от нее энергии; земля считается хранилищем всех жизненных форм. Это представление широко отражено в погребальных церемониях: покойника хоронят в земле, полагая, что он должен возродиться из нее. Кроме того, земля представляется местом обитания предков и вместилищем новых поколений.
В связи с захоронением умерших можно выявить еще один аспект образа земли. Практикуемое в одних традициях погребение в земле отвергается другими: в зороастризме, к примеру, нашла развитие идея о недопустимости осквернения «чистой» земли трупом.