Среди красочных буддийских джатак — притч, изложенных в форме сказок, есть одна, которая не похожа на остальные. Там нет никаких волшебных превращений, чудес и морализаторства в духе басен Крылова. Там Будда — обычный человек, спокойно разговаривающий с обычным человеком.
И всё же от этой джатаки — веет Настоящим Чудом. Почему так? Да потому что чудеса сильнее всего поражают нас не тогда, когда происходят в некоей волшебной стране с волшебными героями. Чудеса производят свой эффект тогда, когда случаются в самой обыденной обстановке... Эта джатака описывает нам именно такое чудо:
"Однажды Будда шел от одной деревни к другой. Было жарко. Он шел по берегу реки. Песок был сырой и на нём оставались следы.
Случилось так, что великий астролог закончил обучение в Каши, цитадели индуистского знания, и возвращался домой. Он завершил свое обучение и стал совершенен в предсказаниях.
Неожиданно он увидел следы на песке и не мог поверить своим глазам. Это были следы великого царя, который правил миром.
"Либо вся моя наука фальшива, либо это следы великого царя. Но если это так, то тогда зачем царь, который правит всем миром, идет в такой жаркий день в такую маленькую деревню? И почему он идет босиком? Я должен проверить свои предположения" - подумал он.
И великий астролог пошёл по следам, оставленным на песке.
Будда сидел под деревом. Подойдя к нему, астролог был еще более озадачен. Перед ним сидел царь, но выглядел он, как нищий.
Смущённый астролог обратился к Будде:
— Пожалуйста, рассей мои сомнения. Пятнадцать лет я обучался в Каши. Пятнадцать лет моей жизни я посвятил науке предсказания. Ты нищий или великий царь, правитель всей Земли? Если ты скажешь, что ты нищий, я выброшу мои драгоценные книги в реку, ибо они бесполезны. Я выброшу их и пойду домой, ибо тогда я зря потратил 15 лет своей жизни.
Будда открыл глаза и сказал:
— Твое смущение естественно. Ты случайно встретил исключительного человека.
— В чем же твоя тайна? — спросил астролог.
— Я непредсказуем! Не волнуйся и не выбрасывай свои книги. Почти невозможно встретить подобного человека. Твои книги говорят правду. Но в жизни всегда бывают исключения из правил.
Астролог спросил:
— Как ты стал непредсказуемым? И Будда ответил:
— Будучи внимательным, я не совершаю одну и ту же ошибку дважды. Находясь в состоянии постоянного осознавания, я стал Живым. Ты не можешь предсказать меня. Никто не может предсказать следующий момент моей жизни. Он неизвестен даже мне. Он вырастает!
Астролог склонился к его ногам и попросил посвящения."
Пафос буддизма заключается в том, то Будда — не бог. Он в каком-то смысле обычный человек. Буддой может (и должен, никуда не денется!) стать каждый из нас. Будда — это выпускник школы, которому уже нечему учиться, сидя за партой. Поэтому его год в школе — последний. Будда — это последний звонок.
Но каждый будда («достигший просветления») может по своему желанию вернуться назад — в Школу. В качестве Вы сами понимаете кого — в качестве помощника Учителя. Такие будды называются боддхисаттвами. Или тайными праведниками. Они тайно, не афишируя свой высокий статус, возвращаются в этот трудный мир, чтобы помочь людям стать лучше. И они вряд ли изберут царские одежды для прихода сюда. Ведь в царских одеждах не всегда удобно помогать тем людям, которым обязательно нужно помочь стать лучше.
Именно поэтому так важно — не пропустить следы на мокром песке.