Знахарство: магия или медицина?

Матушка-водица
Как ни удивительно, еще в начале XX-го века рядом с земскими врачами вовсю практиковали те, кого считают последователями ведических традиций. Так, в каждой деревне были бабки-умывальницы, умевшие делать то, что ныне известно как перенос информации на воду. Им было ведомо знание, как слить воду в чашу для последующего умывания больного, с какого предмета должна стекать вода. Вода, спущенная по языку церковного колокола, почиталась лекарством от глухоты, немоты и болезней горла; слитая по дверной скобе – своеобразной границе – или же по иконе очищала и снимала сглаз. А вот вода, добытая из колодца, считалась не готовой к лечению: целебная влага должна быть отдана землей в виде родника. Кстати, рыть колодец полагалось при молодой Луне или близкой к полнолунию – иначе воду можно спугнуть, и она уйдет, как живое существо. А если искать воду с утра – толку не будет, утром лишь одна влага годится для лечения – роса. Хитростей было не счесть.
Представьте: вы идете на реку за водой. Как вы это сделаете? Да просто зачерпнете ведром. А знахари утверждали, что вода, зачерпнутая по течению реки или против, – совершенно разная. Одна будет тормозить лечение, а вторая будет его ускорять. Секрет в том, что воду надо было черпать вниз по течению реки. Наговоренной водой больного поили и умывали, спускали капельки за пазуху, на сердце, а затем велели ему немного соснуть.
Были и более сложные обряды. В особый деревянный сосуд, из которого не пили и не ели, наливали свежей воды, клали в нее уголь, ладан и соль, читали Троичную или Богородичную молитву, били поклоны перед иконами и, помолившись, вспрыскивали больного с приговором. Впрочем, болезни отливали не одной лишь водою.
В начале было Слово
Издавна больного сажали на порог, давая ему чашку с никем не питой водой. Знахарка брала сковороду с растопленным салом, выливала его в чашку и шептала: «Прошу матушку кормилицу, пречистую, пресвятую Богородицу». И сливала, пока «вылившаяся» болезнь в виде чудовища не появится в чашке. Сало сливалось в воду, которую выливали наотмашь. Хвори выливали даже в металл – недаром кузнецы и литейщики считались кастой сакральной. «Перебросы» недугов совершались над хлебом и над ладаном, над пивом и водкой – любой предмет мог стать объектом заговора. Все это кажется средневековой дремучестью? На самом деле суть очень похожа на своего рода гипноз: чем сложнее были манипуляции, тем сильнее откладывалось в сознании пациента, что происходит действительно важный процесс, направленный на его избавление от болезней. Чем загадочнее звучали слова заговора, тем эффект сильнее – как раз то, что ныне именуют словесными формулами, несущими информационную «матрицу» созидательной силы, или попросту – лечение словом.
Ведомо было целителям и искусство визуализации, о котором сегодня много говорят. Пошла сыпь у малыша – бежали к бабке: та посыпала ребенка яичной скорлупой, а смахивая, приговаривала: «Сойди, нечистота, отвались ты, скорлупа, во широко море, сядь на дно морское, сядь, не поднимайся, к детям не прививайся». Не заживала рана или свищ – шли «волос гнать». Считалось, что болезни могут поселиться в теле в виде волоса, а целители умели его вылить. Человек своими глазами видел, как появлялся волос, мастерски подмешанный в воду, следовательно, и недуг вместе с ним покинул тело – в чем и заключался фокус визуализации. И что интересно, славянское целительство знало многое из того, что мы порой считаем заимствованным.
Акупунктура по-славянски
Многие уверены, что иглоукалывание к нам пришло с Востока. А этнографы описывают, что целители на Руси прекрасно владели техникой «прикалывания». В совершенстве зная местонахождение акупунктурных точек, их кололи иголками, гвоздями, лучинками, порою прижигали смолой, варом, даже каленым железом – и лечили ничуть не хуже, чем в Китае или Индии. Одним из видов прижигания было хождение по углям, причем применялось оно в качестве… профилактики! Считалось, если у человека, который ходил по углям, где-то на ступне появился ожог, следовательно, какой-то из органов не в порядке. Сегодня про точки, расположенные как раз на подошвах, знает каждый, как и о технике лечения узелками или обвязыванием. И по сей день повязывают веревочку на руку, чтобы не болел сустав, очень часто это делают борцы и боксеры, чтобы защитить ладонь. Считается, что это чисто даосская практика. Но славянские целители владели куда более сложной методикой обвязки, когда веревочками и узелками с вплетенными в них лечебными травами опутывали все тело. После таких манипуляций, сопровождаемых заговорами, веревочки надлежало сжечь.
В точности как в древнекитайском искусстве цигун, работали правильщики -правящие пупок. Они владели и техникой массажа, и особым «накидыванием горшка», которым вправляли пупок, сорванный от тяжелой работы или резкого движения. Живот больного мазали мылом или глиной, в горшке поджигали пучок льна и опрокидывали этакую большую сухую медицинскую банку прямо на живот. Манипуляция была столь мучительной, что пациенты порой кричали от боли, но вытерпеть надо было три-четыре раза, только тогда можно было дождаться облегчения. Часто живот так сильно втягивался в горшок, что последний приходилось даже разбивать! Детям горшок заменяли стаканом. Щипание кожи живота, закручивание ее в складку, прокручивание палочки, положенной на пупок, – все это роднило китайских лекарей и знахарей Руси,
Тело правит, здоровье дарит
Любопытно искусство прародителей нынешних массажистов – трихов. Среди них были трихи-парильщики, которые занимались лечением исключительно в пару – в печах и банях. Они и массировали, и похлестывали веником – это называлось «хвогцеванием». Долго растирали больного редькою, красным медом, вином, керосином, читая заговоры и творя молитвы, а некоторые втягивали усиленно в себя воздух, словно как бы вдыхая чужую болезнь и уничтожая ее в себе. Считалось, что болезнь отражается и на покровах тела, а опытный трих мог поставить диагноз, отыскивая изменения на коже и уплотнения в мышцах, был и особый клан костоправов – сегодня их назвали бы мануальными терапевтами. Между прочим, довольно часто этим занимались женщины – так называемые «бабушки». Костоправы вправляли вывихи, помогали при растяжениях связок, ушибах, переломах, могли наложить «лангету» из бересты, приготовить особый «спирт» для растирки: «Взять три золотника камфары, три золотника нашатыря, полштофа спирта или пенного вина, два стручка перца и настоять в теплом месте». Когда болела шея, так что нельзя было повернуть голову, бабка говорила, что шея «развилась». Брала больного за голову обеими руками, приказывала расслабить шею, слегка поворачивала ее в разные стороны, и вдруг от резкого движения у пациента громко трещала шея – и боль отступала.
При переломах костоправы жесткую фиксацию и гипс не просто не использовали – отрицали. Любопытно, что самые современные клиники сейчас применяют особые устройства для фиксации, когда сломанная рука или нога сохраняет подвижность. А ведь раньше методы костоправов считались дикостью и невежеством!
Дурная кровь
Особняком среди знахарей стояли рудометы – те, занимался кровопусканием. Наши предки твердо верили в существование плохой, «худой» крови, которую нужно было каждый год выпускать, даже в профилактических целях. Рудометы делали надрезы в области лопатки маленьким ножичком, изготовленным специально для этой цели, острым обломком кости, особой бритвой. Пускали кровь и из вен локтевого сгиба и тыльной стороны стопы, а также боковой области шеи. Выпускали примерно чашку крови, так называемой «черной», – до тех пор, пока шедшая кровь не становилась светлее. Рудометов были целые династии, и, по традиции, умирающий умелец-кровопускатель должен был передать свой дар преемнику. Из поколения в поколение передавались и семейные заговоры, останавливающие кровь. Кровь пускали при ревматизме, головных болях, подагре, кожных и психических заболеваниях – их причиной, считалась так называемая «отработанная» кровь. А вот детям и в юношеском возрасте кровопусканий не делали – по по1-верью, их кровь «неотработанная». Запрет «отворять» кровь лежал и на стариках по причине слабого организма. Процедуру проделывали только на последней четверти лунного месяца.
Рудомет должен был уметь безошибочно определить, откуда именно выпускать кровь. Например: «При умственном помешательстве следует утром пускать кровь из одной ноги и класть компрессы на шею в течение суток». Казалось бы, все это не только странно, но и опасно, однако… Ученые точно установили, что общая сопротивляемость организма повышается в результате взятия всего лишь капли крови: идет самовосстановление и организм вырабатывает новую, ту самую «неотработанную» кровь! А еще выяснилось, что доноры, которым тоже в каком-то смысле «отворяют кровь», реже заражаются инфекциями, болеют гриппом и простудой. Так что не были рудометы темными варварами. Что характерно, кровопускания до сих пор практикуют китайские и тибетские врачеватели.
Заново рожденные
Говоря о старинных традициях врачевания, нельзя не упомнить о том, как лечили детвору славянские целители. Обряд «перепекания» или «припекания» младенцев, особенно больных рахитом или атрофией, практиковали повсеместно. Малыша заворачивали в пелёнку, сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. Иногда компанию младенцу в печи составлял щенок – чтобы на него перешла хворь. И это действительно часто помогало! Сегодня такой метод лечения кажется немыслимым, зато еще один ритуал, описанный исследователями, оказался предтечей модного ныне течения, называемого трансформингом судьбы.
Знахарка клала ребенка на пол, вверху накрывала корытом для стирки. Затем мать стучала по корыту хрупким камнем так, чтобы тот рассыпался вдребезги. Потом из-под корыта малыша извлекали, мать снимала платье, оставаясь в одной рубахе, а раздетый донага ребенок продевался снизу вверх через ворот рубахи под чтение заговоров - словно бы рождаясь заново. Подобную процедуру проделывали и с мешком, сшитым матерью: дитя трижды продевали сквозь него, а дети постарше просто проползали через мешок. Бывало, что мать перешагивала через ребенка – говорили, что он у нее «под родами», при лечении грыжи протаскивали малыша в лесу сквозь расколотый дуб (расщеп), оставляя в нем рубашку ребенка – то есть явно имитировали роды. Налицо обряд перерождения – подобные приемы сегодня известны, как методы коррекции рождения и пренатальных (предшествующих рождению) матриц, и их всерьез изучают в солидных психологических центрах. Подобных примеров множество, но что это на самом деле – простые совпадения или доказательство того, что знахари действительно владели сакральными знаниями, которые мы только начинаем постигать? Время покажет. Но ясно одно – жизнь в который раз доказывает: все новое – это хорошо забытое старое.

Интересно почитать