Люди посвященные знают, что в разуме человека есть потайная дверь. Большинство людей уходят из жизни, так и не раскрыв ее. И это неплохо. Ведь во все времена жаждущие власти над человеческими умами пытались проникнуть в эту дверь, полагая, что именно там находится кнопка, нажав на которую человека можно сделать роботом.
Опальный Мессмер
В XVIII веке доктор медицины Венского университета Франц-Антон Мессмер, очарованный тайными эзотерическими учениями, начал пропагандировать свою универсальную теорию лечения. Суть ее сводилась к тому, что «болезнь вызывается неравномерным распределением флюида в человеческом организме». Чтобы «перераспределить» флюид, он предлагал воздействовать на больного магнетическими пассами.
За теорией последовали практические занятия, и успех Мессмера в исцелении был потрясающим. Жаль только, что ему не дали исследовать «животный магнетизм» глубже. Ноу-хау доктора стало предметом сплетен и скандалов — мужчины-магнетизеры часто погружали в сомнамбулическое состояние женщин, и те творили такое, что их мужья потом просто вынуждены были требовать суда над магнетизерами.
В результате Мессмер бежал, а его учение объявили «опасным для нравов». Тем не менее, он был первым, кто во всеуслышание заявил о том, что человеку можно внушать мысли вполне безобидно, без колдовства.
Гипноз
Через сто лет термин «животный магнетизм» был отброшен, а на смену ему пришел термин «гипноз» — от греческого «сон». Один из основоположников лечебного применения гипноза Брейд предложил фиксацию взгляда пациента на блестящей поверхности вместо знаменитых «пассов», которые применялись в магнетизме.
С этого времени слово «гипноз» стало ассоциироваться с медициной. А заниматься им начали дипломированные медики.
Они вводили пациента в транс, тот погружался внутрь себя и полностью или частично отгораживался от внешнего мира. Находится человек в трансе или нет, было заметно по ряду признаков: у пациента расширялись зрачки, взгляд был направлен в одну точку, дыхание становилось реже, челюсти отвисали, лицо расслаблялось, отсутствовало глотание.
Кстати, транс условно можно разделить на несколько категорий.
Легкий — при котором человек настолько поглощен, например, просмотром фильма, что ничего и никого вокруг не замечает. При этом он реагирует на внешние стимулы-раздражители, частично слышит то, о чем говорят вокруг. Состоянию легкого транса подобны неглубокий сон или дремота.
Среднее состояние транса характеризуется мышечным напряжением, так называемой восковидной гибкостью: например, человека в таком состоянии кладут на спинки двух стульев, а он не падает. Здесь работает самоконтроль, а состояние можно сравнить с пробуждением от сна, когда человек не вполне спит, но и не вполне бодрствует — такое сновидение наяву.
При глубоком состоянии транса поведение человека внешне не очень отличается от обычного — вот только предложенное гипнотизером яблоко он может принять за картошку, а настоящий пистолет за игрушечный. Именно это состояние воспето в детективах про гипнотизеров, когда одним только взглядом человека заставляют убить, а он потом приходит в себя и ничего не
помнит.
С наступлением наиболее глубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, когда слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (например, боли), наблюдается высокая внушаемость. Так что чем глубже состояние транса, тем выше способность человека к внушению.
Но, кстати сказать, при лечении гипнозом эффект исцеления не зависит от глубины транса. Здесь самое главное — просто внушить пациенту, что он здоров.
Как внушить человеку, что...
Чтобы человек начал действовать по нужной вам программе, надо для начала установить с ним контакт — присоединиться к нему. Для этого нужно общаться со своим визави, не перекрещивая и не сжимая рук, незаметно старясь копировать его манеру разговора, жестов и дыхания, но так, чтобы он этого не заметил. Мы ведь все очень любим людей, похожих на нас, — неосознанно ваш, с позволения сказать, партнер станет вам очень симпатизировать. А если это произошло, значит, он готов к внушению.
Следующий этап — перетянуть ситуацию на себя. Делая тот или иной жест, обратите внимание — повторит ли партнер его за вами. Если да — присоединение произошло. Если нет — вы упускаете инициативу из рук. Опыт показывает, что, если присоединение не произошло в течение первых пяти минут общения, — дальше пробовать бесполезно.
Дальше — введение в транс. Транс вызывает любое неожиданное (возможно, шокирующее) действие, ритмически повторяющиеся движения или звуки: бой барабанов, покачивания головой, причмокивания, потирание рук, концентрические движения по поверхности стола или колена. Лучше всего, если эти движения воспринимаются боковым зрением. Так, если вы входите в центр к психотерапевту и видите, что по бокам его стола стоят блестящие, покачивающиеся с равномерным звуком «вечные двигатели», знайте -- хозяин кабинета стремится «убаюкать» пациентов. Тот же эффект выполняют фонтаны, водяные и световые мельницы-фонарики. Транс может вызывать и ритмически повторяющаяся однотонная речь.
Знак согласия
У каждого человека существует внутренний цензор, который противится внешнему воздействию. Например, когда вы соглашаетесь с кем-то на словах, это совсем не означает, что вы действительно согласны с доводами собеседника — про себя в этот момент вы можете думать все, что угодно. Так вот этого внутреннего цензора можно благополучно усыпить. Считается, что если число ваших соглашений с партнером меньше или равно четырем, — вы сохраняете свое мнение, но потом устаете и пятая информация принимается вашим мозгом уже как своя.
Например:
«Сегодня хорошая погода?» — «Да».
«Мы идем в магазин?» — «Да».
«Мы идем по ровной дороге?» — «Да».
«Мы идем в продуктовый магазин?» — «Да».
«Ты меня очень-очень ценишь и повысишь зарплату»...
Ответ на последнюю фразу будет... положительным в любом случае.
Данный метод называется 4+: четыре его согласия — одна ваша установка. Далее допустимы формулы 3+2, то есть три его или ее вынужденных согласия (твое отчество Федоровна, твою кошку зовут Машка, ты любишь лето), далее — две фразы, нужные вам. Следующий шаг по данной схеме 2+3, далее 1+4, а потом, если удалось провести весь процесс — от 4+1 до 1+4, — вы можете говорить все, что хотите, — человек «ваш».
Если разговорное внушение вам пока кажется слишком сложным, попробуйте, глядя в глаза собеседнику, представлять, что человек испытывает состояние, нужное вам. Хотите, чтоб он вас боялся – постарайтесь сами испытать страх; хотите, чтобы он захотел кушать, представьте, заставьте себя почувствовать голод.
Зомби ХХI века
Можно ли защититься от внушения, если ваш оппонент профессионал, а вы нет? Вряд ли. Но внушить человеку то, что противоречит его личностным установкам, тоже невозможно.
Нужно заметить, что в состоянии транса человек, особенно с нестабильной психикой, может повести себя непредсказуемо: ожидать от него можно чего угодно — от впадения в состояние детства до неконтролируемых вспышек ярости.
Легче внушению поддаются стабильные люди, не занимающиеся интеллектуальной работой. Истерические личности и люди творческие — поэты, артисты и художники — легко внушаемы, но с ними задуманная гипнотизером программа почти всегда дает сбой. Так что лучше гипнотизировать спокойных людей, не слишком умных и вполне доверчивых.
Впрочем, нынешний XXI век шагнул далеко за пределы и «животного магнетизма», и гипноза. В мире к настоящему моменту накопилось столько новых зомбирующих технологий, что один известный французский психоаналитик еще 10 лет назад заявил: «Гипноз умер!», -- отражая этим мнение многих своих коллег.