Обычно астрологи берутся за вычисление гороскопа, не задумываясь над тем, какой момент времени на самом деле является моментом рождения. Можно ведь сказать, что это момент, когда ребенок сделал первый вдох и закричал; можно сказать, что момент рождения это перерезание пуповины. А некоторые предполагают, что за момент рождения можно принять уже появление головы младенца. А некоторые германские племена придерживались обычая, когда новорожденного, еще ни разу не кормленного, приносили отцу, и тот имел полное право убить младенца или дать право на жизнь. И только после этой процедуры он считался членом общества; мать кормила его грудью, чем приводила в связь с материальным миром. Но даже если взять любой из этих вариантов, все равно это будет не одно мгновение, не какая-то конкретная секунда, а событие, имеющее целую продолжительность.
Астрологи оставляют эту проблему за порогом сознания, сразу переходя к ректификации гороскопа – к точному определению точки Восхода «задним числом», по уже свершившимся событиям. Но решив для себя обозначенную проблему на практике, они оставляют ее нерешенной в теории. А это годится для ремесленников, но не астрологов в смысле ЗНАЮЩИХ свой предмет специалистов.
Наука физика говорит о проблеме точности словами Гейзенберга следующее: определяя для частицы точное положение в пространстве, невозможно вычислить, в какой момент времени частица оказывается в определенной точке; и наоборот, избрав определенный момент времени, мы не может вычислить точнейшие пространственные характеристики объекта.
Не правда ли, проблемы с вычислениями в мире микрочастиц весьма схожи с проблемами вычисления момента появления человека на свет божий? А претыкаются астрологи потому, что воспринимают гороскоп как ВРЕМЕННУЮ характеристику, тогда как в реальности это характеристика ПРОСТРАНСТВА. Гороскоп (Асцендент) – это линия горизонта, это характеристика пространства, связанная к тому же еще и с пространственной осью «зенит-надир». Когда человек появляется на свет, он появляется в земном ПРОСТРАНСТВЕ. Поэтому попытка вычислить точечное, мгновенное ВРЕМЯ рождения невозможна. Выйдя из утробы, младенец делает первый вдох и вбирает окружающий мир в себя, начав взаимодействовать с ним.
До того плод пребывал в утробе и подчинялся не столько законам пространства, сколько времени. Для плода важен срок вынашивания, созревание. Начинается утробная жизнь с момента зачатия, в который пространственное и оформленное минимально. В момент зачатия человек пересекает границу, разделяющую время и пространство. Вот именно зачатие и надо определять как точный момент времени. И надо иметь ввиду, что с точки зрения астрологии время вычисляется не математически, а астрономически: фазами Луны, например, или парадами планет, или определенными их группировками (соединениями).
Астрология сохранила закон взаимосвязи времени и пространства для рождающегося в мир человека: положение Луны в момент зачатия определяет ось горизонта в момент рождения. Можно даже сказать, что светила это миры времени, в которых не имеет значения место и форма; а оси гороскопа это пространство форм. Этот закон известен сейчас в астрологии под названием «Трутина Гермеса».
Зачатие и есть тот момент времени, который можно – и нужно – определять точно. Затем на него ставится ось гороскопа рождения, как пространственная характеристика.
"Гороскоп" - это час рождения
Такой эпиграф к статье взят по той причине, что сегодня всем, интересующимся астрологией, нужно возвращаться к ее началам, к титульной странице книги этого учения. Иначе прямой смысл и строгие методы астрологии ускользнут от восприятия, останутся непонятыми. Дом астрологии останется без фундамента, уподобившись карточному домику.
Слово «гороскоп» происходит от латинского horoscopes. Hora для латинян означало «час суток». И вошло это слово в греко-римскую культуру из Египта, в котором поклонялись богу Хору/Гору. Имя Хор египтяне прилагали к трем планетам из пяти. Египтяне научили греков наблюдать за восходами, кульминациями и закатами светил – звезд и планет. С помощью этих наблюдений сутки они делили на 12 частей. Однако в светлое время суток наблюдать звезды невозможно, и одним из способов отсчета времени стало использование водяных часов (horarium).
Астрологи Греции и Рима переняли термин «гороскоп» для обозначения того созвездия, которое появлялось над горизонтом при появлении ребенка на свет. Это имело важнейшее значение для предсказания его судьбы. У Марка Манилия читаем:
«Так, когда Овен, вставая из волн, являет изогнутую шею прежде, чем рога, он дает жизнь сердцам, никогда не довольным тем, что они имеют, вечно жаждущим новой добычи: таковы их дерзания. Так он сам нападает, пригнув рога и либо погибает, либо побеждает. Жизнь в спокойных местах среди мирных радостей не по ним: они вечно странствуют по незнакомым городам, пересекают неведомые моря; они – гости мира, чему порука – сам Овен, однажды он пересек стеклянное море, окрасив его золотом, и на своей спине доставил лишившегося сестры Фрикса на берега Фасиса и в Колхиду.
Рожденные с рождением первых звезд Тельца будут женственны. Причину не надо искать долго, если богам позволено искать причину велений природы: Телец встает задом наперед и приводит легкое звездное облако божественных дев Плеяд. Его дети также одарены любовью к земле и рады переворачивать плугом почву полей.
Когда равные части Близнецов находятся над океаном, то в его волнах рождаются люди, склонные к наукам и умелые в искусствах. Их сердца полны не мрачности, а сладкого очарования. Они извлекают нежнейшие звуки из цитры, и в их песне звучит их душа.
Когда встает часть Рака, затемненная черной тучей, словно огни его истощены Фебом, звезды обессилены и омрачены, рожденные в этот момент лишены будут света и осуждены на двойную погибель: сами они себя похоронят при жизни.
Родившиеся тогда, когда Лев целиком встает над гребнями волн и возносит в небо огромную пасть, виновные перед предками и потомками, живя лишь для себя, не оставят в наследство созданного ими, но поглотят то, что им оставлено. Такой голод, такая жажда пищи жестоко правит их духом, что никогда не могут они удовлетвориться и готовы растратить даже свой погребальный обряд и могилу.
Встает Эригона (Дева), справедливо правившая в давние века и бежавшая от греховности мира, и оделяет своих детей высшей силой и высшим положением, давая правителям законы и святое право и божественное целомудрие, почитаемое в храмах богов.
Когда вместе с осенью в небо восходят Клешни, благословен родившийся под коромыслом Весов! Как судья он будет решать в пользу жизни или казни, подчинит мир власти своих законов. Города и царства будут трепетать перед ним, и после земного они будут творить небесное право.
Рожденный тогда, когда Скорпион поднимает звезды, отмечающие край его хвоста, наполнит мир городами; плугом, запряженным парой быков, он очертит пределы будущих стен или станет превращать города в поля, разрушая их до основания, так что зерно будет зреть там, где стояли дома. Таковы их назначение и сила.
Когда поднимается верхний край одежды Стрельца, родятся люди, отдающие свои светлые души войне. Лук будет вести великих вождей к великим победам, великим триумфам перед лицом родного города. Они будут разрушат и возводить города. Но слишком благосклонная к ним Фортуна начинает испытывать зависть и оставляет ужасные отметины на их челе. Так победивший в страшных битвах при Требии, Каннах и Озере Ганнибал еще до своего поражения заплатил за эти победы ужасную цену (был одноглаз).
Острый конец хвоста Козерога обрекает на морские сражения и кораблевождение – дела суровые, всегда грозящие гибелью.
Если ты встретишь человека добродетельного, благочестивого, чистого, будь уверен, что он был рожден с первыми звездами Водолея.
Дабы не осталось скрытым, какие души рождает начало Рыб: оттуда исходит злобная болтовня, ядовитые языки, всегда готовые сообщить новому слушателю дурное, виновные перед народом в том, что всегда стремятся обвинить народ в двуязычии. Рожденные этими звездами не внушают доверия, а их вожделения заставят их, воспламенив их души, пройти через огонь. Рожденные под двойными Рыбами будут не одиноки: они станут либо братьями, либо нежными сестрами, либо матерями близнецов».
Напомним себе, что первой формой астрологии была лунная. Лунная астрология оперировала с созвездиями на пути Луны и обращала большое внимание на затмения. В классической индийской йоге считается, что познать созвездия можно медитацией, объектом которой будет именно Луна. Древняя астрология была в большей степени астрологией предзнаменований, она интересовалась судьбами страны, урожаями, стихийными бедствиями, морами, погодой. В лунной астрологии человек рассматривался как часть общества.
Появление астрологии индивидуума, отдельной личности, связано не столько с наблюдением Солнца и планет среди звезд, как это может показаться, а именно с гороскопией, т. е. с наблюдениями за восходами, кульминациями и закатами светил — как подвижных (Солнце, Луна и планеты), так и неподвижных (звезды). Знатоки звездного неба нашли необходимым разделить весь круг созвездий в гороскопной системе на 12 больших фрагментов, потому что они знали о сродстве течения жизненной энергии в теле человека с 12-ю фрагментами суток, с 12-ю часами (сейчас мы сказали бы – с 12-ю двухчасьями, поскольку теперь делим сутки на 24 часа). Гороскопная астрология сразу нашла уместным разделить тело человека на 12 частей и связать их с Зодиаком (см. рис.).
Надо упомянуть и о том, что Марк Манилий описал влияние на судьбу еще 33 восходящих созвездий. Египтяне имели привычку отслеживать в сутках не просто 12 «часов», а еще и отмечать звездами каждую треть «часа». Поэтому их небесный круг содержал 36 частей. Числа эти интересны тем, что индийская теономика называла 33 главных божества; и все «каменное небо», т.е. весь минеральный мир, служащий основанием этим богам, подразделяется на 32 класса симметрии. Число же 36 появится, если совместить 12 зодиакальных созвездий с 27 созвездиями на пути Луны (правда, отрезки получатся неравные, не как у египтян).
Картина неба будет не полной, если будет содержать только Солнце, Луну, планеты и зодиакальные созвездия. Есть еще одна очень важная вещь, а именно – расположение всех перечисленных нами светил относительно земного горизонта. Совершенно ясно, что два человека, родившихся в один день, должны чем-то отличаться друг от друга, если первый родился утром, когда Солнце восходило, а второй родился вечером, когда Солнце закатилось за горизонт.
Не смотря на то, что наблюдая за светилами, можно выделить лишь четыре (4) фазы, связанные с восходом светил, их верхней кульминацией, закатом и нижней кульминацией, современные астрологи почему-то работают уже с 12-ю «домами гороскопа». Вот что по этому поводу можно прочитать в Википедии:
«Происхождение доктрины домов является одной из загадок истории астрологии, поскольку не обнаружено ни одного литературного, философского или логического источника этой доктрины. Достоверным можно лишь считать утверждение, что она появилась где-то в первом веке нашей эры, поскольку Птолемею, жившему, во втором веке нашей эры, она была уже известна. В то же время Манилиус и Веттиус владели зачаточной формой системы домификации. В их работах ещё не говорится о полноценных домах, а упоминаются двенадцать «мест» гороскопа».
Из текста птолемеевского «Тетрабиблоса» действительно видно, что он был знаком с «классической» на сегодняшний день системой домов. Однако, почему Клавдий Птолемей, взявшийся за подробное, фундаментальное изложение астрологии, не стал излагать эту систему подробно? Видимо, она вызывала у него сомнения! По тексту видно, что Птолемей считает правильным смотреть за планетами на оси горизонта и за кульминирующими планетами, но никакого описания планет «в двенадцати домах от гороскопа» у Птолемея не найти. Возможно, термины Птолемея, которые якобы указывают на знание им системы 12 домов, на самом деле являются «местами» Марка Манилия.
«Приготовься теперь живым умом узнать кардинальные точки. Их четыре, неподвижные в целом мире, созвездия же вечно летят через них. От первой восходящее небо бросает первый взгляд на Землю, пересекая её границу, вторая смотрит на неё с противоположной стороны, где мир опускается в глубины Тартара; третья отмечает вершину неба, где Феб останавливает усталых коней, поворачивает день, отбрасывая полуденную тень. На четвёртой покоится фундамент нашего мира; там кончается спуск и начинается подъём созвездий; закат и восход лежат по разные стороны от неё на равных расстояниях. Эти места обладают исключительной силой, их влияние на судьбу – величайшее, известное нашей науке, ибо на них как бы зиждется целостность вечных небес. Если бы они не принимали на себя, не поддерживали с двух сторон, сверху и снизу, не связывали воедино пребывающий в вечном кружении мир, он разлетелся бы и расстроилась бы машина Вселенной.
Однако мощь кардинальных точек различна: их свойства и ранг зависят от положения в пространстве. Важнейшая – та, что царствует в вершине неба, на тончайшей линии, делящей мир пополам. Вознесённая ввысь, она есть вместилище Славы (истинно верный владыка вершины мира); ей подвластно величие, она раздаёт почести и награды. Здесь вместилище милостей и отличий, и народной любви; отсюда исходит власть отправлять правосудие на Форуме, давать миру законы, собрать под свои знамёна иные народы, связав их друг с другом клятвой верности, заслужить славу, достойную великих дел. Следующая, хотя и находится в самом низу, как корни дерева, держит на себе вечный мир. Она владеет яркими, но более полезными в жизни вещами: контролирует основы хозяйства и состояние имущества, сколь желанными будут результаты добычи металла, сколько можно извлечь из скрытого в глубине. Третья, от края Земли наблюдающая первое движение звёзд в небесную высь, возвращающая день и делящая время на часы, в греческом мире зовётся гороскоп, но, отвергая иноземное имя, радуется своему собственному. Она распоряжается перипетиями жизни и формирует характер, определяет меру достатка и род занятий, события первых лет жизни, образованность и будущее положение в зависимости от совместного влияния звёзд. Последняя, провожающая небеса на отдых после их пути по верхним дорогам, ведает исходом дел, завершением трудов, браком и старостью, досугом, общественной жизнью и вопросами культа.
Недостаточно знать лишь сами кардинальные точки; запомни, какие силы заключены в соединяющих их частях пространства. Дуга, идущая от восхода к вершине, определяет первые годы после рождения. Та, что спускается с верхней точки к закату, властвует над отрочеством и юностью. Зрелые годы с их перипетиями лежат на дуге, идущей от заката к дну мира. Дуга, служащая дорогой к восходу, по которой медленно, как бы через силу совершается подъём, ведает старостью, поздними годами, исходом жизни.
В любой момент времени знаки располагаются внутри частей мира. Положение властвует над звёздами, определяя их благость или вредоносность. Постоянно вращаясь, звёзды смешивают свои свойства со свойствами разных частей неба, но последние превалируют и правят по своим законам проходящими по их владениям светилами, то оделяя всевозможными почестями, то карая бесплодием. Часть прямо над гороскопом (третья от вершины) – переполненное злом вместилище бед и будущих врагов; такова же сияющая звёздами часть прямо под точкой заката. Равные друг другу в разрушительной силе, оба эти места равно отринуты кардинальными точками и оба несут тяготы, одно – подъёма, другое – спуска. Не менее вредоносны часть мира над западом и противолежащая ей, расположенная под востоком. Повиснув, одна вниз лицом, другая – спиной, они страшатся, одна – кардинальной точки, другая – падения в результате предательства. Не зря эти места зовут жутким жилищем Тифона, которого, начав войну против неба, произвела на свет свирепая Земля – мать детей, превосходящих её размерами. Но удар молнии отправил их обратно в материнское чрево, завалив огромными горами, и хаос войны и жизнь Тифея прекратились, но сама мать-Земля дрожит, когда он изрыгает жар в глубинах Этны. Место, рядом с вершиной неба не уступает примыкающим к нему светлым звездам, надеждой на лучшее, жаждой высших побед превосходя то, что лежит выше его. Достигший вершины достиг предела пути. Ему не к чему больше стремиться, он может идти лишь вниз, к худшей доле. Не удивительно, что это место рядом с вершиной, и более прекрасным считают местом Фортуны Счастливой (так наш язык достигает богатства греческого и заменяет его слово своим). Здесь обитает Юпитер, своей царственностью утверждая достоинство этого места. Подобное этому, место напротив, под границей неба, примыкает к фундаменту мира, сияющему в противоположной стороне; утомленное борьбой, оно готово к новым трудам: ему предстоит принять на себя тяжесть Вселенной и, еще не чувствуя её, оно уже готовится к этой участи. Греки зовут эту часть неба Демония (53), наша речь требует иного названия. Отложи заботливо в уме своём место, силу и имя могучего божества, ибо в дальнейшем всё это тебе пригодится. Здесь сосредоточено состояние нашего здоровья, война, ведущаяся незримым оружием болезни, двоякая сила случая и божества, то в ту, то в другую сторону, меняющая положение дел. Следующую за полднем часть неба, куда день спускается, пройдя вершину пути, Феб наполняет своим сиянием. Там определяется мера зла и удачи, получаемых от него нашими телами. Греки называют это место Бог. Место, сверкающее напротив, первым возвышающееся над нижней точкой в направлении вершины неба, владеет отношениями и судьбой братьев и подвластно Луне, смотрящей через всё небо на сияющее царство брата и предрекающей наш удел угасанием своего лика. Это место в римских пределах зовут Богиня, среди греков – их словом того же значения. Под куполом неба, там, где кончается подъем и начинается спуск, откуда можно окинуть взглядом весь мир, посередине между восходом и закатом, находится звездное жилище Цитереи, пожелавшей во главе мира поместить свой лик, которым она правит людьми. Это место справедливо отдано свадьбам, брачным узам; супружеством и супружеским ложем правит оттуда, как ей и подобает, Венера с жезлом. Это место носит имя Судьбы, что ты должен сразу запомнить: краткость предпочтительна в долгом сказе. В нижней кардинальной точке, фундаменте Вселенной, видящем мир перевернутым, где лежит ночь, царствует Сатурн. Оставив когда-то власть над миром, свой трон, отец Богов управляет отцовством и старостью. Греки зовут это место Демониум, и его свойства достойны названия. Взгляни теперь на небо у первой кардинальной точки, откуда знаки снова начинают подниматься ввысь, где бледное Солнце выплывает из хладных волн, медленно разжигая золотое пламя, откуда Овен начинает шествие во главе звезд. Это твой храм, Меркурий, рожденный Майей, отмеченный сиянием – учёные мужи называют тебя этим словом. Тут сосредоточена двойная власть: природа поместила сюда судьбу детей и молитвы родителей. Осталась точка заката. Там мир проваливается под землю, туда уходят звезды. Она смотрит в лицо опускающемуся Фебу, провожает взглядом его спину. Не удивительно, что ее считают дверью мрачного бога, владелицей конца жизни и врат смерти. Здесь угасает дневной свет, отнятый землей у неба и запертый в темницу ночи. Эта точка также правит верностью и сердечным постоянством. Такова сила места, встречающегося и провожающего Солнце, зовущего его и прощающегося с ним. Таковы законы влияния храмов, и их ты должен запомнить: через них пролетают стройной чередой знаки, чья сила организуется их силой. Планеты проходят их в установленном природой порядке и смешивают своё влияние с их влиянием, пленяют чужие царства, покоряются законам чужих лагерей, о чём я расскажу, когда буду говорить о планетах. Теперь же достаточно назвать части неба, их силу и правящих ими богов".
Из этого текста видно, что астрологи средиземноморья выделяли четыре главных точки и дуги, которые примыкают к ним. Отсюда была развита система октотопов (octotopos – греч. состоящий из восьми частей), которая использовалась вплоть до XVII века! Конечно, если к значениям восьми дуг добавить самостоятельные значения четырех главных точек, то получится двенадцать значений. Однако это не значит, что небесная дуга должна делиться на 12 равных отрезков, как это стали делать современные астрологи. Тем не менее, уже в III веке нашелся астролог, Порфирий, который предложил деление на 12 равных частей, а популярной эта «методика» стала в V-VII веках. Что сделало ее популярной? То, что связь гороскопа с двенадцатичленным Зодиаком многие астрологи переосмыслили как тождество между дугами земного пространства и зодиакальными созвездиями. Двенадцати «домам гороскопа» передали значения знаков Зодиака. Однако сравните сегодняшние трактовки домов с тем, что писал Манилий, и вы увидите огромное несоответствие.
Даже индийские астрологи поддались этим заблуждениям. Они помещали весь «Первый Дом» в границы всего восходящего созвездия, на следующее зодиакальное созвездие они накладывали «Второй Дом» и так далее. Для Индии, расположенной в тропических широтах, зенит действительно совпадает с «Десятым Домом». Однако для более высоких широт такая система перестанет «работать». Поэтому астрологи Европы озаботились тем, чтобы научиться «правильно» делить дуги между точками горизонта и точками кульминаций. И в этом занятии они окончательно запутались. Тогда как им следует вернуться от «двенадцати Домов» к четырем углам неба, имеющим реальное значение, а также представить ось горизонта и ось кульминаций в виде стрелок часов, указывающих на верный «час» и «минуту» рождения в Зодиаке.