А вы знаете, что дата празднования Рождества связана не с появлением на свет Сына Божьего, а с другим событием, которое произошло 25 декабря за 300 лет до этого. Тогда, возможно, была освящена самая крупная в древнем мире статуя Бога солнца, Колосс Родосский, высотой 34 метра и весом 200 тонн.
По мнению экспертов, на 25 декабря 283 года до н. э. на Родосе пришлось зимнее солнцестояние. Это событие зафиксировали ученые Родоса и Александрии. Позже из уст египетских мудрецов о нем узнал Цезарь, который при их помощи провел реформу летоисчисления. В Древнем Риме началом года долгое время считали 1-е марта, пока в 45 году до нашей эры Юлий Цезарь не преобразовал календарь. Началом года стал самый короткий день года - день зимнего солнцестояния.
Люди праздновали начало нового года. Дни становились длиннее, солнце рождалось вновь и близился конец зимы. День зимнего солнцестояния считали победой Сатурна над зимой. Этот праздник назывался Сатурналиями. Римляне пировали и дарили друг другу подарки. Сословные различия не соблюдались. Избирался шуточный царь сатурналий. Пиршества сопровождались карнавалом. Бедным гражданам дарили деньги. Сатурналии - это современные Рождество и Новый год, объединенные воедино.
Решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято в начале IV века нашей эры. Римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники. Церковь не одобряла дикие празднества "языческого" бога Сатурна. Но праздник отмечался в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.
Слово "Рождество" произошло от староанглийского "Cristes maesse" (англ. Mass of Christ - Месса Христа). В английском языке вместо слова Christmas (Рождество) в настоящее время часто заменяют аббревиатурой Xmas.
К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником в Европе. Святой Николай считался дарителем подарков во многих европейских странах. В 15 веке многие художники изображали на своих полотнах сцену рождения Иисуса.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали из страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.
Популярность Рождества была несколько подорвана во времена реформации (религиозное движение 1500-х из которого возникло протестантство). Во времена реформации многие христиане стали считать Рождество языческим праздником из-за нерелигиозных обрядов, сопровождающих празднование Рождества. В связи с этим в 17 веке в Англии и некоторых английских колониях в Америке празднования Рождества были на время отменены.
Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в настоящее время связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются Юлианским календарем, 25-е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365.25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365.2425 сут, что лишь на 26 с превышает тропический год.
В России григорианский календарь был введен в 1918 году, но русская церковь продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день. Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток, в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.