У людей и у животных срабатывают одинаковые психологические механизмы, заставляющие засматриваться на чужого брачного партнера.
Рыбы
Из двух самцов, один из которых – обладатель великолепного ярко-оранжевого хвоста, а другой особо не блещет окраской, самка гуппи выбирает первого. Однако для блёклого самца ещё не всё потеряно: самка может поменять свое мнение об отвергнутом самце, если увидит с ним… другую самку.
Исследователи из Университета Маунт Аллисон сажали самцов и самок гуппи в маленькие отсеки с водой: яркий самец был в отсеке с одной стороны, блёклый – в отсеке с другой стороны, а посередине – самка. Сперва самка выбирала, конечно, оранжевохвостого красавца. Но затем у нее на глазах в средний отсек сажали другую самку, которую принуждали плавать только возле блёклого самца.
Первую самку в это время придерживали в прозрачном цилиндре, и, когда ее освобождали, она забывала про своего первоначального избранника и начинала вертеться возле блёклого. Полностью результаты эксперимента описаны в статье в Proceedings of the Royal Society B.
То, что случилось, называется «копированием выбора сородича», и этот феномен хорошо известен специалистам, изучающим психологию и поведение животных. Известно, что многие виды (и не только среди рыб) проявляют больший интерес к особям противоположного пола, которых раньше уже кто-то выбрал в партнёры. Считается, что копирование выбора – элемент социального обучения: животные выбирают более достойных партнёров не методом проб и ошибок, но пользуясь чужим примером. Поскольку чаще всего выбор остается за женским полом, то такое поведение отчетливей всего проявляется именно у самок.
Люди как рыбы
Рыбки рыбками, но что насчёт нас? А у нас – то же самое.
Психологам известен феномен под названием «эффект обручального кольца». Суть его в том, что если мужчина состоит в отношениях, это делает его в глазах женщин более привлекательным. На самом деле, эффект обручального кольца проявляется у обоих полов, но считается, что сильнее всего он проявляется именно у молодых женщин.
В самом деле, некоторые важные качества в человеке «на глаз» не определишь – например, невозможно по соотношению талии и бедер узнать, насколько человек склонен брать на себя в отношениях определенные обязательства. В то же время хорошо заметное обручальное кольцо как раз указывает на то, что человек обязательствам вовсе не чужд.
«Эффект обручального кольца» можно увидеть, что называется, невооруженным глазом, просто присматриваясь к окружающим людям. Но у него есть и экспериментальные доказательства. Так, в одном исследовании, результаты которого были опубликованы в 2006 году в Canadian Medical Association Journal, женщинам предлагали оценить привлекательность нескольких мужчин по фото. Про каких-то мужчин экспериментаторы говорили, что они женаты, про каких-то – что нет, и оказалось, что мужчины, которые якобы были женаты, нравились женщинам больше.
В другом исследовании, опубликованном в 2007 году в Proceedings of the Royal Society B, мужские фото показывали вместе с женским – так, чтобы женщина была между двумя мужчинами и смотрела на одного из них; при том она либо улыбалась, либо взирала на мужчину с нейтральным выражением.
Мужчин на фото просили оценить по привлекательности, и в результате участвующие в эксперименте женщины находили более привлекательными тех, которым доставалась улыбка. Эффект можно было бы объяснить тем, что люди, к которым другие настроены позитивно, в целом внушают большую симпатию.
Однако в эксперименте участвовали не только женщины, но и мужчины, и вот им-то более привлекательными на тех же фотографиях показались те мужские лица, которые получали «poker face» вместо улыбки. Лучше всего объяснить результаты получается опять же «эффектом обручального кольца»: женщины смотрели на фото мужчин именно как на потенциальных партнёров, и то, что им улыбалась другая женщина, лишь повышало их очки. Мужчины же видели не партнёров, а просто людей, и потому, оценивая их, руководствовались какими-то иными соображениями.
Не менее любопытную вещь обнаружил Дэвид Уэйнфорт, опубликовавший в 2007 году в Human Nature статью под названием «Копирование выбора партнера у людей». В эксперименте женщинам сначала показывали много фотографий мужчин и просили оценить их привлекательность. Затем, неделей позже, женщинам показывали фотографию одного из тех же мужчин, а также фотографию женщины, которая была якобы его партнёршей, и снова просили оценить его привлекательность. Выяснилось, что на восприятие женщин влияла внешность этой «якобы партнерши». Если спутница мужчины была привлекательна, женщинам он и сам начинал казаться более интересным, чем раньше. Если же спутница была, наоборот, непривлекательна, то мужчина делался менее интересным.
Однако тут важно понимать вот что: считать человека «в отношениях» более привлекательным – не одно и то же, что стремиться быть с женатыми.
В более раннем исследовании, опубликованном в том же Human Nature, женщинам предлагали пообщаться с мужчинами, у которых на пальце было обручальное кольцо, и с мужчинами, у которых кольца не было – с теми и с другими, разумеется, по отдельности. После разговоров женщин спрашивали, как им показались эти мужчины, насколько они привлекательны, каково было первое впечатление и т. п. Оказалось, что женщины охотнее бы поужинали, переспали или вступили в отношения с мужчинами без кольца, чем с «окольцованными».
Действительно, есть веские причины не засматриваться на женатых. Во-первых, их тяжелее добиться – хотя бы потому, что женатым людям свойственно какое-никакое чувство долга. Во-вторых, подобные вещи в той или иной мере осуждаются обществом. В-третьих, говоря о привлекательности людей, находящихся «в отношениях», нужно иметь в виду один нюанс: привлекательными их делает не то, что они сейчас «заняты», а то, что у них в принципе есть опыт отношений.
Об этом, в частности, говорят результаты исследования, в котором женщинам давали фото мужчин и их письменные повествования о себе от первого лица – из рассказа о себе можно было понять, свободны ли они сейчас и какая у них история отношений.
Выяснилось, что привлекательность мужчины совершенно не зависела от текущей обстановки в его личной жизни. Что было действительно важно, так это опыт долговременных отношений. Мужчины, которые состояли в отношений три года (и не важно, остались ли отношения в прошлом или же ещё продолжались), казались намного более привлекательными, чем те, чьи самые серьезные отношения длились всего несколько месяцев.
Грубо говоря, минувшие отношения снабжают мужчин своеобразным «знаком качества», и чем дольше они длились, тем более «качественным» кажется мужчина.
Ни много, ни мало
Если качество отношений имеет значение, то что насчет количества?
В сравнительно недавней статье, опубликованной в прошлом году в The Journal of Sex Research, говорится, что люди больше всего хотят вступать в отношения с теми, у кого было в прошлом 2-3 партнёра (исследование проводили с гетеросексуальными женщинами и мужчинами в возрасте от 18 до 35 лет). Если у кого-то партнеров было больше, то его (или ее) привлекательность падала, хотя тут были свои особенности: если речь шла о долговременных отношениях, то привлекательность слишком опытного партнера уменьшалась довольно резко, а если речь шла о коротком или сверхкоротком романе, то тут привлекательность падала более плавно. Любопытно, что хотя участники исследования предпочитали себе партнёров с небольшим числом «бывших», у них самих связей было гораздо больше: у женщин в среднем шесть, а у мужчин – восемь (впрочем, авторы работы полагают, что на деле количество связей у тех и у других было одинаковым).
Скорее всего, слишком большое число «бывших» отталкивает нас по той же причине, по которой притягивает обручальное кольцо: если кольцо указывает на то, что человек способен на долгие отношения, то слишком богатая история отношений говорит об обратном.
В целом все вышеперечисленные исследования говорят о том, что в плане выбора брачного партнера мы во многом следуем тем же стратегиям, которые в ходу в животном мире, хотя социальность не учитывать все же никак нельзя: обручальное кольцо, хоть и побуждает засматриваться на его хозяина или хозяйку, все же худо-бедно защищает нас от необдуманных поступков.