Попытаться стать друзьями

Попытаться стать друзьями

Попытаться стать друзьями

Только не надо, не надо… Не надо сразу вот прям багроветь, зеленеть и глубоко вдыхать, чтобы погромче тут же обругать авторов, да еще и нецензурно… Не надо. Во-первых, мы только спросили, мы ничего не утверждали, а во-вторых – мы люди тоже подневольные, со своим руководством, со своим, если хотите, чиновником во главе, который считает, что не хватает читателю разговора о жизненном, о наболевшем…

Целый класс

Чиновники – это в России больше, чем делопроизводители, больше чем слуга народа. Это целый класс со своими традициями, правилами и кланами, нормами поведения и паролями. У них даже праздник свой есть – День госслужащего называется. Не знали? Теперь будете знать – 23 июня отмечают, все как положено. Ну, и мы подумали – а что, собственно, почему бы и не поговорить о слугах народа. Или «слуги народа» – это депутаты? Так они же тоже госслужащие, и тоже хороши. Так вот и надо разобраться – может, не они главный тормоз на пути России к благоденствию, а, скажем, олигархи? А может, как обычно, во всем виноват Чубайс? Давайте поразмыслим. Да, это правда – «чиновник» в современной России стало словом весьма многозначным. Или вернее, обросло разными нелицеприятными ассоциативными синонимами. Слышим «чиновник» – про себя думаем «Взяточник!», говорим «чиновник» – подразумеваем «Ворюга!». Пишем о чиновничестве, а читаем о чудовищной коррупции, замках на Рублевке, многомиллионных откатах, безнаказанности и т.д. Народная нелюбовь к чиновничеству, кажется, переплюнула его же исторически сложившуюся нелюбовь к милиции и ГИБДД. Да простят нас госслужащие, но даже в праздничный для них день мы все равно скажем о грустном. Нет, ну правда – мы все понимаем, но вы, господа чиновники, действительно, давно уже перешли все мыслимые и немыслимые границы злоупотреблений, хищений, превышений, взяткополучений, махинаций и пр. и пр. И хотя бы все это обстряпывалось вами как-то тайно, хоть бы вы не обналичивали свои нетрудовые доходы с детской непосредственностью и без всяких обиняков – т.е. не выстраивали тут же особняков и не покупали многокомнатных квартир для каждого члена своей чиновной семьи и не выпускали на дороги в красных итальянских суперкарах и тонированных «в ночь» немецких джипах своих прыщавых мажористых «чиновнят». И хоть бы капельку смущения или сдержанности – нет, все это как бы с вызовом и, уж простите, по-хамски.

Далеки они от народа

А ведь простым смертным россиянам, большей части которых приходится ездить в общественном транспорте, а подавляюще меньшей – на автомобилях, стоимость которых меньше одного зеркала от машин ваших детей, все труднее терпеть постоянное хамство на дорогах от ваших «крутых тачек» с блатными номерами. Семьям, ютящимся в хрущевках тремя поколениями одновременно, сложно понять, почему в жилфонде их десятилетиями мучают в очередях, а зам. начальника департамента получает уже четвертую «трешку». Дорогая недвижимость за границей, отправка детей в лучшие английские университеты, отдых на самых дорогих курортах мира по 5-10 раз в год – это то, что не так бросается в глаза, но (спасибо проклятущим бумагомаракам-журналистишкам, сующим всюду свой нос!) то и дело мелькает в материалах прессы об очередном пойманном на взятке чиновнике города «N». А затем следуют стандартные продолжения: выясняются систематические многомиллионные откаты, вымогательства, имущество у родственников на миллионы долларов и т.д. Ну, конечно, громкий скандал, госслужащий считает себя невиновным, рассказывает, что это политический заказ, а сам он оппозиционер, но его-таки отправляют в отставку, а может и не отправляют, наступает какая-то неясность, вроде как начинается суд и… ничего. Новости на эту тему перестают поступать. Как-то все затухает само собой. И никаких, конечно же, конфискаций. Правда, в случае скандала покрупнее, бывает и более полное информационное сопровождение. Вот, к примеру, в громком деле о миллиардных хищениях в «Оборонэкспорте», как мы знаем, одну из подозреваемых, тоже начальницу какого-то департамента, посадили-таки. Под домашний арест. В ее честно заработанной 13-комнатной квартире в центре Москвы. Ну, знаете ли, над честными Россиянами, их достоинством и гражданским сознанием все же так издеваться нельзя. Нехорошо это и чревато. Последнее мы адресуем не только и не столько вам, господа чиновники. В основном мы обращаемся к портретам, стоящим у вас на рабочих столах с дорогим сукном и висящим на стенах ваших кабинетов.

Жестче надо, жестче!

Да-да, все так, даже и не стоит чиновникам отпираться. Но, опять-таки, обратимся к портрету в кабинете любого уважающего себя госслужащего: господин Портрет, а как же вы позволяете это? Мы искренне уважаем Вас лично и, как патриоты, от души благодарны за то, что Вы сделали для нашей любимой Родины в самый критический момент, когда страна была в полушаге от развала, когда страну разграбляли западные «друзья» и отравляли изнутри «свободная пресса и телевидение». Огромное и искреннее Вам спасибо, господин Портрет. Но повторим вопрос: почему же вы сейчас позволяете происходить всему этому беспределу с офшорами, Рублевками, миллиардными махинациями и повальными откатами? Ну не можете же Вы не знать того, что знают все злобные полуграмотные блогеры. Ведь понятно же, что московские чиновники отличаются от каких-нибудь, скажем, токийских только тем, что у японца нет никакой возможности работать нечестно (иначе немедленные увольнение, тюрьма, штраф, позор, харакири – и все это неотвратимо), и это настолько давнее и привычное положение вещей, что они и не помышляют ни о чем таком нехорошем. А у нашего-то, напротив, все дороги открыты к взяточничеству. Плюс не работающая толком карательная система. И в этом, собственно, главная беда. Нам кажется, что жестокое и неотвратимое наказание для чиновника (мы не имеем в виду расслабуху под домашним арестом в 13-комнатной квартире) и конфискация всего имущества до последней нитки очень помогли бы в нашей общей борьбе с коррупцией. Мы говорим «общей борьбе», потому что мы верим – Вам коррупция и нечистые на руку чиновники так же поперек горла, как и нам. Ведь они съедают страну как ржавчина, и снаружи и изнутри, портят и замедляют все шестеренки государства, не дают государственному механизму нормально работать. Ослабляют Россию. А мы уверены, что, как государственник, Вы так же сильно хотите видеть Сильную Россию, как и мы.

Предложение «портрету»

Пора, пора, давно уже пора ратифицировать пресловутую 20-ю статью Конвенции по борьбе с коррупцией. Мы понимаем: внешние угрозы, мировой финансовый кризис, цены на нефть, северный и южный газовые потоки, проблема ПРО и прочее. Конечно, бросить все это Вы не можете, внешний враг не дремлет. Но гниение изнутри – а оно, увы, есть – таит (да, собственно, уже и не таит!) не меньшую опасность для страны. А вот когда механизм будет смазан, отлажен, вычищен от ржавчины повальных мздоимства и откатов, когда система будет больно бить по рукам и по прочему проворовавшихся служащих на всех уровнях, тогда чиновник станет другом человека. Т.е., ответ на заглавный вопрос по нашему мнению вполне обнадеживающий – может, может! Только надо скорее начинать работать над этим. И вот еще что хотелось бы сказать, теперь уже обращаясь ко всем гневающимся на бесчинства чиновников, депутатов, министров и прочих власть имущих. Ведь их не подбрасывают нам враги, и не направляет тайное мировое правительство. Они, суть, мы сами, то есть зеркало российского общества. Чиновничья дикость и беспредел, о котором любит говорить наша несвободная пресса, неотделимы от дикости общества. Ведь чиновниками они не родились, а напротив, как и Вы, читатель, сначала были просто гражданами своей страны. Это выходцы из нас, россиян. Так может и у нас несколько завышенная самооценка? Ведь справедливо осуждая государство за скверно работающую или вовсе не работающую систему контроля действий госслужащих, мы как-то забываем о себе любимых.

Нечего на зеркало пенять!

А если все-таки встряхнуться всем? Ну, то есть, натурально, каждому на своем месте, встрепенуться и присмотреться к себе? Послушать самих себя, и посчитать, сколько оскорблений и недоказанных обвинений мы безнаказанно выкрикиваем, сколько грязных пасквилей пишем и повторяем? Пора понять, как подло, как безнравственно говорить о кровавом режиме сейчас, когда стало можно и модно клеймить власть и когда, на самом деле, в России столько свободы, сколько не было отродясь. Пусть подумают, вышли бы они поливать грязью власть в строгие советские годы, когда действительно был «режим» и когда за неосторожное слово можно было надолго сесть? Ведь теперь они пишут и говорят гадости о стране и власти именно потому, что прекрасно осознают безнаказанность. Это то, что Достоевский назвал бы подлым лакейством. А они о себе толкуют, что они, дескать, интеллектуальная элита. Ну, не знаем, не знаем. Про интеллект может как-нибудь в другой раз, а вот с нравственностью не очень хорошо получается. Или вот еще одни обличители общественных язв – наша угнетенная пресса и гонимые режимом журналисты. Чем конкретно их (нас) угнетают – не вполне понятно, зато самим журналистам, так нам кажется, есть что подправить «в консерватории». Кто-нибудь, ну объясните же им, что когда они говорят о касте чиновников, которые не боятся наказания, следует говорить «каста неприкосновенных» – т.е. тех, кого никто не смеет трогать, а не «каста неприкасаемых» – т.е. тех, кто занимает самое низкое иерархическое положение. И, господа журналисты, научитесь же склонять числительные. В общем, подтяните грамотность, почитайте что-нибудь, а потом уже судите о судьбах Родины и человечества. Может быть, какая-никакая самоцензура появится. И уважаемые издания не будут публиковать фото с плакатами, называющими главу государства матерным словом. Это ведь тоже дикость и беспредел, и растут они на одной грядке с чиновничьим беспределом. Ну и наконец, простым гражданам, тоже есть, над чем поработать. Надо перестать быть вечно недовольными властью и страной и научиться быть немного объективнее к самим себе, поменьше мусорить в собственных подъездах и общественном транспорте, перестать распивать спиртные напитки там же (и много где еще) и вообще поменьше пить, не устраивать побоищ с перестрелками возле ночных клубов, не устраивать дебошей в самолетах и не хамить персоналу, будучи за границей на отдыхе и т.д. и т.п. Да, и еще важно: чтобы чиновники стали друзьями людям -- нам всем хорошо бы почувствовать себя друзьями, и начать чаще улыбаться друг другу. А то эти чисто русские мрачные взгляды исподлобья… как-то не располагают к дружбе. А ведь как говаривал Цицерон «без дружбы жизнь – ничто».


Игорь ИСТОМИН

Интересно почитать